До паводка ещё много времени, а нас уже заранее убеждают, что Астраханская область без воды не останется. Вот совсем недавно нас заверил в этом заместитель руководителя Нижневолжского бассейнового водного управления, начальник отдела водных ресурсов по Астраханской области Ю. Брынцев. Но так ли это? Мы все хорошо знаем, как подаётся вода из Нижнекамского каскада. А подаётся она из рук вон плохо. Об этом красноречиво говорит маловодье последних лет. Текущий год был, конечно же, одним из самых неблагоприятных: аномальная жара, всё лето не было дождя. Это не могло не сказаться на водных ресурсах. А чем объяснить, что уже несколько подряд такое маловодье стало уже нормой? В нашей области, например, от нехватки воды пересыхают подстепные ильмени, являющиеся источником водоснабжения десятков сёл. Страдают люди, животные, сельское хозяйство. Об этом знают власти всех уровней, но должных мер пока не принято. Говорят, дискутируют уже много лет, но всё остаётся по-прежнему.

Некоторое время назад при федеральном агентстве водных ресурсов была создана межведомственная оперативная группа, в которую входят представители заинтересованных министерств, ведомств, а также представители региональных органов исполнительной власти. Она-то – эта оперативная группа и вырабатывает рекомендации по установлению рациональных режимов работы Куйбышевского, Саратовского и Волгоградского водохранилищ. На одном из последних заседаний оперативная группа рассмотрела информацию Росгидромета о том, что на данный момент приточность воды в названные водохранилища более чем в полтора раза меньше нормы. Куйбышевское водохранилище, к примеру, заполнено наполовину своего полного объёма. Вода в нём ниже требуемого уровня на целых три метра. Для обеспечения нормальной водохозяйственной обстановки все водохранилища вынуждены сбрасывать воды больше, чем поступает в них. По данным на 25 октября, в Куйбышевском водохранилище приток воды составлял 3230 кубометров в секунду, а сброс – 4580. В сентябре-октябре уровень воды на постах наблюдения в Астраханской области: Ахтубинске, Красном Яру, Зеленге, Верхнем Лебяжье достигли и даже превысили значения уровней неблагоприятных явлений меженного периода. А в Харабалях уровень достиг опасного минимума, что затрудняет работу стационарных водозаборных сооружений.

Радоваться, как говорится, нечему. Поэтому для проблемных территорий планируется разработать проектно-сметную документацию по расчистке водных объектов. Работы будут произведены в 2012-2013 годах. Это позволит исправить неблагоприятную гидрологическую ситуацию. А что будет сделано в 2011 году? Об этом специалисты оперативной группы умалчивают. А ведь по прогнозам Росгидромета только в четвёртом, последнем квартале этого года, приток воды в водохранилище Волжско-камского каскада снизится ниже нормы на 25-45 процентов.

Есть в выступлении Ю. Брынцева и успокаивающие нотки. Оказывается, Астраханская область по сравнению с другими, находится не в худшем положении. Так что опасения населения по поводу истощения водных ресурсов питьевой воды, беспочвенный, уверяет автор.

Хотелось бы верить. Но в том-то и беда, что нехватка воды у нас, да и в других регионах страны, становится системной. А в результате мы видим заболоченные берега, обмелевшие русла рек и речек, проблему с судоходством. Скованная каскадом гидроэлектростанций, Волга уже не течёт, как было раньше. Ежегодно гидрогеологи составляют прогнозы о таянии снега, о том, сколько от этого получат влаги водохранилища. На этой основе готовятся графики пропуска воды. Чтобы весной пойма в Астраханской области была заполнена полностью, объём пропуска воды через Волжскую ГЭС должен составлять 26-28 тысяч кубометров в секунду. Когда-то так и было. Теперь о таком объёме пропуска воды приходится только мечтать. И не удивительно, что безводье всё чаще и чаще посещает наш регион. А это влечёт за собой очень серьёзные проблемы. Во-первых, с нерестом рыбы. Во-вторых, с обеспечением населения качественной питьевой водой. В-третьих, с трудностями в сельском хозяйстве. И, конечно же, нельзя сбрасывать со счетов такую серьёзную проблему, как ущерб природе. Хотим мы этого или не хотим, но волжская пойма гибнет прямо на наших глазах. Может случиться так, что при постоянном безводье мы можем остаться без этого уникального природного комплекса. Этого нельзя допустить. Этого нам наши потомки не простят.

Борис Касаткин,

"Факт и компромат" № 37, 24.11.10.