Покойный губернатор Астраханской области жестко осуждал «творчество» нынешнего главы областной писательской организации.

Как известно, наш еженедельник дал оценку Юрию Щербакову, занимающего должность председателя Союза писателей Астраханской области, выразив мнение о нём, как о разжигателе межнациональной розни. По этому поводу до сих пор идёт судебное разбирательство – Щербаков смеет отрицать шовинистическую подоплёку в своих «творениях». Хотя такие его взгляды давно уже ни для кого не секрет.

Из-за подобных статеек, имеющих отношение к Щербакову, разразился скандал ещё в далеком 1994 году. В январе того года «Астраханьгазпром» учредил собственное издание, газету «Пульс Аксарайска». Главным редактором «Пульса» назначили бывшего обкомовца А.Володина, а его заместителем поставили Щербакова. Володин, ясное дело, никакого отношения ни к писательству, ни к журналистике не имел, в газете он выполнял роль и функции администратора. Так что не его вина, что спустя несколько месяцев после “активной” работы Щербакова о публикациях газеты публично заговорил сам губернатор Астраханской области, ныне покойный Анатолий Гужвин. Мы напомним, что говорилось в специальном заявлении губернатора:

«Редакция газеты “Пульс Аксарайска” и ранее, публиковавшая статьи, объективно ведущие к возникновению взаимного недоверия между евреями, казахамии, горцами Кавказа и русскими, не приняла во внимание просьбу властей. (…) На страницах … газеты … по-прежнему преобладают публикации авторов, которые виновниками социальной трагедии Отечества пытаются выставить представителей разных национальностей. (…) Редакция газеты “Пульс Аксарайска”, затрагивая межнациональную тематику, руководствуется стремлением нажить политический капитал и обеспечить сбыт тиража».

Более того, за такую вот работу творческого тандема Володина-Щербакова «Пульс» стал единственной газетой в Астраханской области, которая за свои шовинистические публикации получила предупреждение от контролирующего органа (в то время – Северо-Кавказская региональная инспекция по свободе печати).

В том же 1994 году Володина и Щербакова в «Пульсе» не стало. Первого перевели на должность директора газпромовской типографии «Факел», а второй уже в следующем году возглавил отделение Союза писателей, в котором председательствует по сей день.

А наказали бы тогда – и, быть может, меньше стало бы в астраханском обществе националистов. Но власть тогда наказывать не стала. Плоды этого все мы пожинаем до сих пор.

Но если власть не волнует наличие в регионе официальных шовинистов, то интересно, каково отношение областных национально-культурные обществ и диаспор северокавказских республик и стран СНГ к столь неоднозначному «творчеству» председателя областной писательской организации? Как, интересно, глава Чечни Рамзан Кадыров прокомментировал бы такое высказывание Щербакова о чеченских женщинах: «... разве сладко жилось молодым чеченкам в недавно упраздненных лагерях беженцев в Ингушетии? Но рожали они там с завидным постоянством! Что их подвигает на это? Только национальная идея Великой Ичкерии, которая пусть не военным, так мирным путем завоюет себе необходимое жизненное пространство! Наше, русское пространство...»? Вряд ли положительно. Почему бы, в таком случае, всем не сказать своё веское слово и не поставить на место критика «базарных национальностей»? А ещё лучше – подать на него в суд или вовсе обратиться в правоохранительные органы, дабы никому не приходило в голову сеять рознь между народами Астраханской области.

Странно и то, что астраханские суды своими решениями в пользу Щербакова фактически дают «добро» на оголтелую националистическую пропаганду. Не к лицу поддерживать ратующих за национальную вражду, равно как не к лицу штрафовать борющуюся за искоренение таких явлений независимую прессу, наступая таким образом на горло свободе слова.

Виктор Зоркий,

"Факт и компромат" № 35, 05.10.2012 г.