Платное образование, не требующее особых способностей, превратилось в кассовое производство вузовских «корочек»
Вот он, повод ткнуть кое-кого носом: мы же говорили, мы же предупреждали. Не прислушались, и кто теперь за всё ответит?Еженедельник «Факт и компромат» не один раз и не первый год рассказывал о тревожной ситуации, сложившейся в высшем образовании. И не только в Астраханской области. Коррупция, взятки и зачёты за мзду превратили вузовское образование в обыденный ритуал получения заветной «корочки». Рынок труда заполонили дипломированные, но малообразованные выпускники цехов – филиалов по изготовлению пропусков в «высшее сообщество». Многие из инженеров, экономистов, политологов в итоге работают не по специальности. Кем попало и где попало, но только не в области полученных знаний.
Недавно международная консалтинговая компания BCG опубликовала итоги своего исследования на современном рынке труда в России. Так вот, высококвалифицированным трудом, относящиеся к категории «знание» (интеллектуальная работа, творческая деятельность) у нас заняты только 17 процентов населения. Это почти в два раза меньше чем, например, в Германии и в почти три раза, чем в Великобритании или даже на Сингапуре. 80 процентов трудоспособного населения вообще не имеют навыков и компетенции для работы на современном рынке труда.
Самые распространённые из всех профессий – продавцы, водители, охранники, обслуживающий персонал в разных конторах. 80 процентов российских работодателей (ох уж эти 80 процентов!) считают, что уровень подготовки в современных вузах – средний или очень низкий.Да что там печальные итоги учёных-исследователей, любой более-менее образованный человек давно заметил, что относительно легкая доступность к высшему образованию резко снизила качество подготовки студентов. Итог плачевный – современное производство требует высококвалифицированные кадры, а их – нет. Точнее дипломированных молодых людей много, а высокообразованных специалистов острая нехватка. Из моих знакомых, не так давно получивших высшее образование, только один сумел устроиться по специальности. Второй подрабатывает водителем на личном автомобиле, а одна – почти год зарегистрирована на бирже труда.
Совсем недавно многие родители даже гордились, что «почти все выпускники нашего класса поступили в астраханские и даже московские ВУЗы». На вопрос: «Сколько в классе было отличников?», обиженно поджимали губы. Мол, при чем тут отличники? «Ну, было два или три… Главное, ребята все поступили, на это никаких денег не жалко…».
Денег, может и не жалко. Жалко другое. Как не обидно это прозвучит для любящих родителей, но далеко не все выпускники школ способны стать высококлассными инженерами, врачами, экономистами или теми же политологами. А покупать заветные «корочки» о высшем образовании на родительские деньги (часто последние) во многих случаях – как раз неэффективная трата средств. Образованность и дипломированность, увы, не одно и тоже. Вот и слоняются без дела, которому должны были отдавать свои знания, выпускники вузов без реального высшего образования.
И это не просто проблема высшего образования, это настоящая катастрофа. У нас, конечно, немало самородков, которые в ряде областей заткнут за пояс любого дипломированного. Но погоду делает, всё-таки, способное к обучению большинство, определяющее поступательное развитие любого общества. Острая нехватка действительно высококвалифицированных специалистов тормозит развитие страны по многим направлениям: особенно в экономике, информационных и цифровых технологиях. Мы по ряду показателей уже и так не в первых рядах развивающихся стран. А если молча наблюдать и ничего не менять в существующей системе высшего образования, то через пять-десять лет можем оказаться где-то между банановыми республиками – Мозамбиком и Анголой.
Время потеряно, годы упущены, но все еще можно поправить. У нас есть достаточно умных, талантливых людей, способных не только на физический труд, но и на работу головой. Не случайно же молодые российские инженеры и ученые легко находят работу по профессии, уезжая за рубеж. А в Европе и США конкуренция на рынке интеллектуального труда – одна из самых жестких.Но начинать реформировать высшее образование, по-моему, необходимо с самого его истока – со школы. Кто бы что не говорил, а советское образование было, без преувеличения, одним из лучших в мире. Слепо переняв европейскую систему обучения, мы сломали свою, и не адаптировались к чужой. Конечно, западноевропейская баба ЕГЭ имеет свое достоинство, но недостатков намного больше. Прежде всего, новая форма образования не дает именно глубокого образования в полном смысле этого слова. Угадывать правильные ответы школьников можно натаскать, а вот сделать просвещёнными – не получится.
Да, советское образование устарело, да советское образование не имеет рыночной направленности. Но это можно было поправить, оставив стержень, алгоритм высококачественного обучения. Нет, сломали. И все аргументы «преобразователей», что надо было срочно менять советскую систему образования на западноевропейскую, чтобы готовить новых специалистов с навыками и компетенцией для основания рыночных отношений – ерунда. Каких классных менеджеров могли подготовить советские преподаватели? Нет, они высокообразованные и компетентные, но сложные рыночные отношения для многих из них – дело совершенно новое. Для того чтобы обучить бизнес-образованию студентов, надо было подготовить соответствующих преподавателей. Проще всего, открыть новый платный факультет и начать выпускать «менеджеров» для рынка. В Астрахани появилось чуть ли не два десятка всяких филиалов с громкими названиями типа «университет международной экономики» и т.д.
И желающие рванули толпами в объятия к альма-матери. И вскоре заполонили рынок труда новоиспеченные экономисты, юристы и политологи. Наиболее прозорливые и состоятельные чиновники, предприниматели и депутаты обзавелись не просто высшим образованием, а даже «остепенились»: стали кандидатами всяческих наук и даже докторами. А почему нет, если это доступно практически каждому, кто может оплатить услугу?
И дело не в оплате за обучение, как таковой. Бесплатным бывает, сами знаете, что и где. Необходимо убрать деньги из открытого обращения хотя бы в образовании и медицине. Они часто прилипают, и не только к нечистым на руку. Государство обязано оплачивать обучение своих будущих высококлассных специалистов и тщательно контролировать качество их подготовки. В том числе используя самый эффективный – общественный контроль.
Всё это массовое производство дипломированных «специалистов», кандидатов и докторов продолжается не один год, и даже не десять лет. К чему привела такая система высшего образования? Итоги теперь всем понятны, а кто будет за них отвечать? Опять никто? А что же предпринимала правящая партия и ее правительство, чтобы можно было гордиться нашим высшим образованием? Что получилось, то и предпринимала…
Известная русская мудрость, что худа без добра не бывает, кажется, опять нам поможет. Речь об экономических санкциях, которые в том числе перекрывают доступ отечественным олигархам, крупным чиновникам и другим богатеям к европейским социальным благам и достижениям. Они же всегда лечились в клиниках Европы, Америки, Израиля, получали образование и обучали своих детей в Англии, Германии или Швейцарии. Так вот санкции сильно ограничивают эти возможности, и могут стать для них стимулом налаживать здравоохранение и образование у себя дома. Вы думаете, они согласятся обучать детей в очень средних школах с дешёвыми обедами или лечить, записавшись за месяц на прием к дежурному врачу?
Доброжелательная, но очень взыскательная и строгая матерь знаний оказалась довольно безразличной и даже алчной мачехой (бывают и такие). Она щедро одаривает «корочками» всех желающих, за приличное вознаграждение.
Николай Василич, журналист
Астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 50 (760), 2017 г.