И снова о Социальном кодексе и соцподдержке астраханцев. Аналитика от AST-NEWS.ru
ИА «AST-NEWS.ru – Астраханские новости» анализирует положение с оказанием социальной помощи в Астраханской области и других субъектах Федерации. В результате мы столкнулись с весьма неожиданными выводами, которые подтверждают – с соцподдержкой населения в нашем регионе дела обстоят хорошо, и Социальный кодекс не испортит эту ситуацию.

Первые среди равных

Интересно, что за три года – с 2013 до 2015 год – расходы бюджета Астраханской области на социальную политику увеличились как в абсолютных, так и в относительных показателях. И это – невзирая на то, что последние два года являются кризисными.

В результате по доле расходов на социальную политику в общих расходах бюджета наш регион занимает 13 место из 83 субъектов РФ (от большего показателя к меньшему). С учётом расходов на другие отрасли социальной сферы (образование, культура, здравоохранение, физическая культура и спорт, соцполитики) расходы на социальную сферу в Астраханской области в 2015 году (24890,35 млн. руб.) превысили исполненные в этом году налоговые и неналоговые доходы областного бюджета (23438,38 млн. руб.).

Кто проводит столь ответственную социальную политику в нашем регионе? Ответ на поверхности – глава региона Александр Жилкин.

Разложим по полочкам

Каким образом устанавливаются в нашем регионе меры социальной поддержки, оказываемые за счёт областного бюджета? Значительная часть из них ведётся по сомнительному категориальному принципу: критерием оказания такой поддержки является принадлежность к социально уязвимой категории населения.

Действующие меры соцподдержки направлены на минимизацию социальных рисков (вероятности наступления материальной необеспеченности из-за утраты части заработка или иного дохода). Основную долю расходов (а именно, 87%) от общего объёма ассигнований, направляемых на меры соцподдержки, составляют расходы на оказание мер компенсационного характера, установленных вне зависимости от уровня доходов наших земляков.
Доля расходов на оказание мер по малоимущности менее существенна – 11,2%. С учётом мер за особые заслуги, доля расходов на оказание мер социальной поддержки, установленных вне зависимости от уровня доходов получателя, составляет 88,8%.
Разумеется, назвать такое положение дел справедливым и разумным нельзя. Если гражданин рассчитывает получать помощь из средств бюджета (читай - за счёт своих сограждан-налогоплательщиков), необходимо учитывать его имущественное положение и материальную обеспеченность. Собственно, на решение этого недоразумение и направлен Социальный кодекс. Но – об этом позже.

Соцподдержка в цифрах

Действующая система мер социальной помощи и поддержки в нашем регионе характеризуется значительным количеством видов пособий и выплат, большой нормативной базой, значительной долей расходов на меры, установленные дополнительно, кроме требований федерального законодательства.

Так, за счёт средств бюджета Астраханской области в минувшем году предоставлялось полсотни мер соцпомощи и поддержки выплатного характера (денежные пособия, компенсации, субсидии) на основании 14 законов Астраханской области и 23 постановлений правительства Астраханской области.

От общего количества оказываемых мер, дополнительные (установленные сверх требований федерального законодательства) составляют большую часть – 68%. Доля получателей дополнительных мер составляет 18 % от общего числа, но при этом объём расходов на их оказание составляет 36 % от общего объёма средств бюджета области, направляемых на оказание мер соцподдержки астраханцам.

А как у них?

Интересно, что расходы бюджета Астраханской области на социальную сферу из расчёта на одного жителя выше большинства сравниваемых регионов и выше средних расходов по ЮФО и РФ.

В том, что с соцподдержкой в нашем регионе дела обстоят куда лучше, чем в других субъектах Федерации, легко убедиться, ознакомившись со следующей таблицей:

Добро кроется в деталях

И напоследок – о некоторых деталях облзакона «О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Астраханской области» (тому самому Социальному кодексу), которые чёрным по белому написаны в пояснительной записке к нему. Этот документ находится в свободном доступе в интернете и, разумеется, имеется у каждого из депутатов думы Астраханской области, включая профессиональных бузотёров из «Справедливой России». Последние об этих деталях публично не говорят. Почему? То ли как в той поговорке, смотрят в книгу, а видят фигу. То ли специально наводят тень на плетень, пытаясь создать скандал на пустом месте, дабы оживить свои вялые рейтинги.

До момента принятия Соцкодекса 270 тысяч жителей региона имели право на финансовую и материальную поддержку за счёт регионального бюджета. Значительная часть казённых средств доселе направлялась гражданам только исходя из их номинальной принадлежности к «потенциально социально уязвимой категории». А некоторые из наших земляков и вовсе получают сразу несколько социальных выплат, предоставляемых по одинаковым основаниям.

Как указано в пояснительной записке, «Такой подход в целом нарушает саму идею предоставления мер соцподдержки социально незащищённых гражданам, для которых указанные меры поддержки составляют значительную часть их материального обеспечения и (или) являются единственным источником нормальной жизнедеятельности». Характерно, что такая ситуация – не астраханское ноу-хау и существует во многих субъектах Федерации.

В результате принятия Социального кодекса количество получателей «мер соцподдержки» в нашем регионе составит 245 тыс. 467 человек. При этом все категории получателей «мер социальной поддержки» сохраняются.

Подготовил Глеб Иванов