И вновь об электронных повестках в военкомат

Несколько слов по поводу нашумевшего законопроекта о совершенствовании воинского учета. Мы уже слышали в предыдущие дни и о том, что это готовится всеобщая мобилизация всех (как говорили в Древней Руси «от старца до сущего младенца») и что это система тотального контроля и что закулиса… В общем, продолжать можно самим.

Теперь, когда паника немного ослабла, поговорим спокойно.

Предлагаемый законопроект это необходимый ответ на вызовы в сферах безопасности и обороны, стоящие перед Россией сегодня (кстати, этих ответов на вызовы активно требовали те самые, кто сегодня в первых рядах критиков). Мы помним, как реализовывался первый призыв мобилизованных – военкоматы, отставшие от жизни лет на 40, завязли в скандалах – повестки не тем, кому нужно, включая тяжелых инвалидов и отсутствие повесток военнообязанным и пр.

Новая система сводит к минимуму прямые контакты с военкоматами и, таким образом, возможность ошибок. Но, самое главное, она создает основу для единой современной информационной базы воинского учета и позволяет навести порядок в организации воинского учета, сделать этот учет прозрачным, а его результаты – актуальными и пригодными для немедленного и непосредственного (без длительных дополнительных проверок И уточнений) использования в целях военной службы.

Для организации воинского учета будет использован специализированный и тщательно защищенный государственный информационный ресурс. На его базе в автоматизированном режиме будет происходить формирование Единого реестра воинского учета. То есть людям не придется искать военкомат по месту жительства, тратить время на личный визит. Количество вызовов в военкомат по поводу уточнения данных воинского учёта будет минимизировано, поскольку это можно будет сделать дистанционно.

Разумеется, сохранятся и традиционные повестки. Но поскольку люди сегодня живут по самым разным адресам, повестка может не дойти и чтобы человек невольно не оказался уклонистом, повестка будет продублирована в сети.

Законопроект также создает условия для защиты гражданами своих прав и интересов в ходе взаимодействия с государством. Так, закрепляется обязательный досудебный порядок обжалования действий военных комиссариатов (например, по введению обеспечительных мер явки, решений призывных комиссий и др.). Решения по обращениям граждан будут приниматься строго в течение пяти дней.

Разумеется, те, кто умышленно уклоняются от военной службы должны нести ответственность. И это не сегодня появилось – так было и 30 и 60 лет назад. Необходимо помнить, что человек, сбежавший от службы, не имеет права находиться в более привилегированных условиях, чем человек, исполняющий свой гражданский долг. И обязанность государства – следить за тем, чтобы не только соблюдалось социальное равенство, но, как в данном случае, и социальное неравенство. Ибо не обращать внимания на такие вещи это создавать сразу две проблемы – поощрять преступников и разочаровывать законопослушных.

Борис Якеменко