Власти РФ констатируют сохранение интереса у партнеров и бизнеса к логистическому коридору "Север – Юг" и прогнозируют рост грузопотока по нему. Астраханская область - ключевой регион транскаспийского маршрута, одной из трех веток коридора. Как строительство и реализация маршрута окажет влияние на развитие области, как сейчас развиваются логистические мощности региона и какие вопросы поднимаются с соседями - прикаспийскими странами, - в интервью ТАСС рассказал губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин.
— Игорь Юрьевич, одна из веток МТК "Север-Юг", объединяющая и сухопутный, и морской виды транспорта, проходит через порты Астраханской области. Как вы считаете, смогут ли они взять на себя роль полноценных логистических узлов в этом маршруте, готова ли к этому инфраструктура региона?
— Мы активно работаем над усилением международного сотрудничества и наращиванием портовой инфраструктуры в рамках транскаспийского маршрута МТК "Север-Юг". Уверен, что итогом работы станет значительное увеличение грузопотоков по коридору через регион. Сегодня мы располагаем всеми необходимыми мощностями для развития международного транспортного коридора. Еще до введения санкций мы активно взаимодействовали с нашими прикаспийскими партнерами – всеми теми, кто заинтересован в развитии этого МТК с использованием Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК). У нас созданы портовые мощности, которые позволяют нам сегодня переваливать грузы в объеме 16 млн тонн. По решению президента РФ создана портовая особая экономическая зона в районе порта Оля, которая вместе с ОЭЗ промышленного типа "Лотос" сформировали Каспийский кластер. Прямо сейчас идет первый этап работы по модернизации инфраструктуры двух причалов – 8-го и 9-го, пробный отгрузки там уже начались. Дальше мы перейдем ко второму этапу, который предполагает строительство нового современного портового комплекса в районе ильменя Забурунный в 7 км южнее порта Оля с созданием порядка 18 причалов. В следующем году сдадим в эксплуатацию новый контейнерный хаб, а также терминалы по перевалке масла и зерна общей мощностью около 3 млн тонн грузов.
— Синхронизированы ли эти планы с планами Росморпорта, которые занимаются дноуглублением ВКМСК, чтобы суда, проходящие по данному маршруту, не садились на мель?
— Вся работа идет в тесном взаимодействии с Росморпортом, поскольку мы непосредственно заинтересованы в наращивании объемов грузоперевозок через наши порты. По поручению президента РФ до конца этого года проходные глубины ВКМСК должны составить 4,5 м. На сегодня работы выполнены более чем на 90%.
Наши соседи – все прикаспийские государства также внимательно следят за проведением этих дноуглубительных работ, поскольку от этого напрямую зависит загрузка судов при транзите грузов, экономическая эффективность этого маршрута. Я считаю, что сегодня все необходимые условия для развития направления МТК "Север-Юг" с использованием водной артерии с выстроенной логистикой, подходящей к нашим портам, то есть железнодорожными и автомобильными дорогами, созданы.
— Какое влияние на регион оказали западные санкции в отношении РФ? Как изменился в связи с этим грузооборот астраханских портов, структура отправляемых грузов?
— С конца лета 2022 года мы наблюдаем положительную динамику в показателях перевалки через грузовые терминалы Астраханской области. Так, по итогам прошлого года объем перевалки грузов через астраханские порты составил почти 3 млн тонн. Сейчас по итогам 9 месяцев мы уже превысили эту цифру. Уверен, что и далее грузооборот будет только увеличиваться. Основу его по-прежнему составляет зерно, где отмечен рост перевалки в 2,5 раза – до 1,4 млн тонн. Более чем в два раза увеличилась перевалка цемента, на 40 % - перевалка контейнеров, на 70% - оборудования. Нарастить объемы удалось в том числе благодаря увеличению перевозок по МТК "Север-Юг" и развитию сотрудничества с Прикаспийскими государствами и Белоруссией.
Сейчас внешнеторговый оборот портов традиционно сформирован за счет российско-иранской торговли. Развивается транзит грузов по коридору "Север – Юг" через Иран в страны Персидского залива и Южную Азию.
— Какое значение для региона имеет сотрудничество с Ираном? Заявлялось, что крупнейшая иранская судоходная компания IRISL намерена наращивать флотилию грузовых судов на Каспии для обеспечения роста грузопотока по МТК "Север-Юг". Есть ли у Ирана планы по расширению своего присутствия в астраханских портах?
— Сегодня компания IRISL инвестирует значительные средства в развитие ПАО "Астраханский порт", контрольный пакет акций которого принадлежит иранскому бизнесу. На сегодняшний день за счет иранских инвестиций профинансировано приобретение портального и автомобильного кранов, строительство складов, осуществлен ремонт подъездных железнодорожных и подкрановых путей на общую сумму 609 млн рублей. В планах инвесторов – строительство зернового и масляного терминалов.
С целью развития судоходства иранскими учредителями принято решение о создании судоходной компании "Астрапорт шиппинг". Астраханским портом заключен контракт с судостроительным заводом «Лотос» на достройку сухогрузного судна проекта RSD 49 на сумму более миллиарда рублей. Завершение его строительства планируется в марте 2024 года. Кроме того, планируется приобретение еще двух судов.
Благодаря постоянному развитию и модернизации грузовых терминалов регион оперативно адаптируется к увеличению грузопотока по МТК "Север-Юг". Разумеется, со своей стороны правительство региона поддерживает развитие порта, для которого такого рода инвестиции помогают сохранять позицию лидера перевалки.
— Ранее Минфин РФ предложил включить порты Астрахань и Оля в перечень пунктов пропуска для импорта алкоголя морским путем, поскольку сухопутный коридор – через Верхний Ларс – просто перегружен. Поддерживаете ли вы эту инициативу? Известно ли, на какой стадии ее обсуждение? Какой прирост грузооборота портов он может дать в перспективе?
— Идею мы, безусловно, поддерживаем, это привлечет большее количество участников внешнеэкономической деятельности, кроме того, это важно для существенного наращивания объемов перевалки через астраханский водно-транспортный узел. В настоящее время проект проходит процедуру согласования.
— Какова судьба других совместных проектов с зарубежными партнерами, в первую очередь – Прикаспийскими странами? В частности, были планы по созданию центра приграничной торговли с Казахстаном, открытии судоходной линии на Каспии между Астраханью и туркменским портом Туркменбаши?
— Вопрос создания центра приграничной торговли находится на стадии обсуждения с казахстанской стороной. Проект включен в мероприятия по развитию сотрудничества между нашим регионом и Атырауской областью (Казахстан) на период до 2026 года. Сейчас наши казахстанские коллеги находятся в поиске инвесторов для осуществления этого проекта.
В стадии активной проработки вопрос открытия судоходной линии между портами нашего региона и портом Туркменбаши. Мы готовы наладить централизованные поставки в Туркменистан астраханской сельскохозяйственной продукции: овощей, бахчевых, овощных консервов, рыбной продукции, колбасных изделий, мясных полуфабрикатов, мяса баранины и говядины и других видов продукции. Уверен, наличие регулярной судоходной линии позволит нам выйти на новые объемы грузоперевозок.
Также рассматриваем возможность поставок промышленных товаров из Астраханской области и других регионов России, в том числе из таких крупных центров производства продукции как Волгоградская область, Ставропольский край, Республика Татарстан.
— Еще один международный вопрос. Год назад Астраханской областью было подписано соглашение с белорусскими партнерами, которое должно было способствовать транзиту белорусских товаров через территорию региона в направлении Ирана и Индии. Скажите работает ли этот транспортный коридор?
— Соглашение о торгово-экономическом, социально-культурном и гуманитарном сотрудничестве с Белоруссией было подписано в 2021 году. Сегодня транзит грузов из Белоруссии в Индию, Ирак, Иран и ОАЭ идет через астраханские порты, в том числе с отгрузкой калийных удобрений белорусского производства, что очень важно для наших партнеров. Мы со своей стороны поставляем в Белоруссию овощебахчевые культуры, рыбную продукцию, рис.
У региона подписано соглашение о двустороннем сотрудничестве с Могилевской, Витебской и Брестской областями. Активно используем потенциал Могилевского лифтового завода, проводя капитальный ремонт лифтов в наших многоквартирных домах. На территории Астраханской области в 2022 году открыт торгово-сервисный центр Минского тракторного завода, продукция которого очень востребована нашими сельхозтоваропроизводителями.
Взаимодействие с Белоруссией идет также и по гуманитарной линии. Уже не первый год астраханские школьники и студенты из числа активистов встречают дату начала Великой Отечественной войны 22 июня в Брестской крепости, куда мы их отправляем с ознакомительной поездкой. Они полны впечатлений. Считаю очень важным, чтобы наша молодежь в этот знаковый день в истории страны имела возможность быть на месте событий. Это такой очень патриотический и воспитательный момент, на мой взгляд весьма эффективный.
— В начале 2022 года вы предложили президенту РФ Владимиру Путину программу комплексного развития геостратегической территории "Великий Волжский путь". Глава государства поддержал программу. На каком этапе сейчас разработка программы?
— Волжский бассейн объединяет 24 региона, в которых проживает 45% населения России, они производят более половины совокупного валового продукта всех субъектов страны. С момента проведения в августе 2022 года первого заседания мы получили 591 предложение и мероприятие от членов рабочей группы, в том числе 52 - от Астраханской области. Затронутые темы касались оздоровления Волги, обновления флота, увеличения инвестиционной и туристической привлекательности регионов, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры. Совместно с Высшей школы экономики при поддержке Администрации президента РФ все поступившие предложения были систематизированы и проанализированы с созданием итоговой концепции. Следующим шагом станет разработка Программы комплексного развития территорий и вынесение на рассмотрение Президиума Госсовета РФ.
Хочу отметить, что вопрос определения объемов и источников финансирования мероприятий программы требует дополнительной проработки на последующих этапах ее утверждения. В качестве инструмента финансирования рассматривается, в частности, возможность создания программы льготного финансирования проектов с пониженной процентной ставкой. Это позволит к предполагаемому федеральному и региональному финансированию привлечь также частный капитал.
tass.ru