Игорь Ефремов: Мы рассчитывали на то, что "Волгарь" вернется в ФНЛ
14 октября 2014, 09:36
Сразу после матча 14-тура Первенства ФНЛ состоялась пресс-конференция Игоря Ефремова, посетившего Астрахань с рабочим визитом. Президент Лиги ответил на вопросы представителей региональных СМИ.
– Игорь Викторович, вы встречались с председателем Правительства Астраханской области Константином Маркеловым. О чём шла речь?
– В первую очередь, речь шла о неких перспективах. Мне очень приятно, что, в моём понимании, взято очень правильное направление. Думаю, болельщики будут рады, если в "Волгаре" в ближайшей или среднесрочной перспективе будут играть воспитанники астраханского футбола. На мой взгляд, в целом это направление работы очень важно для региональных клубов. Понятно, что эту проблему невозможно решить сиюминутно, за два-три года. Потому что в 1990 годы – начало 2000-х не только в Астрахани, но и в целом по стране, была проблема с подготовкой резерва. Создание академии, стройной структуры соревнований – это была одна из тем.
В целом у нас с Константином Алексеевичем была очень позитивная неформальная встреча. Мне приятно, что наши мысли по развитию футбола совпадают. Надеюсь, футбол в астраханском регионе будет развиваться.
– Как считаете, с чем связана невысокая посещаемость матчей в Астрахани?
– Не буду скрывать, как президент Лиги, я также озабочен невысокой посещаемостью матчей ФНЛ. В 2001 году в Астрахани была посещаемость в 21 000 зрителей. С учётом того, что команда играла в прошлом сезоне во втором дивизионе, "Волгарь" сейчас играет неплохо, идёт в восьмёрке. Но мы на последнем матче опять видели, что зрителей всего 2 000 зрителей. Почему так происходит, однозначно нельзя ответить. Наверное, должны играть местные футболисты. Наверное, надо клубам лучше работать с болельщиками. Наверное, надо создавать более комфортные условия.
Невысокая посещаемость – это комплексная проблема, причём не только в ФНЛ, но и в России в целом. Поэтому здесь, конечно, без каких-то экстраординарных решений ситуацию изменить сложно. Потому что недавно, возможно, вы читали, даже англичане озаботились тем, что "Уэмбли" не заполняется и на 50%. Может быть, это связано с тем, что у людей появляются какие-то новые интересы.
Я уверен, что всё-таки появление астраханских футболистов в "Волгаре" станет одним из факторов, который привлечёт болельщиков.
– Как вам домашняя арена клуба стадион "Центральный"?
– Хочу отметить, что стадион "Центральный" по сравнению с 2011 годом, когда я впервые побывал в Астрахани, изменился в лучшую сторону. Учитывая местные погодные условия, стадион достаточно комфортный.
– Подходит к концу первый круг. Как оцените "Волгарь" в ФНЛ после годичного отсутствия?
– Скрывать не буду: весь прошлый год мы надеялись на то, что Астрахань вернётся в ФНЛ. Я считаю, что Астрахань – исторически футбольный город. Я рад, что клуб избежал нестабильности, что с командой работает на протяжении третьего сезона один и тот же тренер – Юрий Фарузнович Газзаев. Вернув команду в ФНЛ, он доказал свою состоятельность. Это специалист, который имеет своё кредо. Команда очень успешно выступила во втором дивизионе, и, надеюсь, что, если клуб будет следовать чётко намеченной линии развития, будут и высокие результаты в ФНЛ. Если есть команда – не только на футбольном поле, но и за его пределами – успех обязательно придёт.
– Вы смотрели матч "Волгарь" - "Химик". Что скажете об этой игре?
– Я думаю, что это была не лучшая игра астраханской команды. Я часто смотрю матчи клубов Лиги. Я думаю, что у "Волгаря" были и лучшие игры. Но футбол есть футбол. Как говорится, где-то прибыло, где-то убыло. "Химик" показал достойную игру. Это ещё раз подтверждает то, что в ФНЛ нет откровенно слабых команд. Думаю, ни "Волгарь", ни "Химик" не удовлетворены ничейным результатом. Но что имеем, то имеем.
– Недавно Валерий Георгиевич Газзаев предложил свою программу развития футбола. Некоторые её пункты касаются ФНЛ, например, предложение о делении на зоны. Каково ваше мнение по этому поводу? Есть ли у вас какие-то мысли по поводу реформ в ФНЛ?
– Есть такая поговорка: "Не дай Бог вам жить в век перемен". Я с огромным уважением отношусь к Валерию Георгиевичу. У нас хорошие личные взаимоотношения. Он, не побоюсь этого слова, выдающийся российский тренер, который выигрывал чемпионат России, принёс нашей стране победу в Кубке УЕФА. Безусловно, видно, что Валерий Георгиевич переживает за российский футбол. Но говорить о том, что мы увидели, как о программе я бы не рискнул. Это скорее перечисление тех основных проблем, которые существуют в российском футболе и которые известны всем: низкий доход от трансляций матчей, малое количество молодых талантливых российских футболистов и так далее. Предлагаемые пути решения в большинстве своём нецелесообразны и не соответствуют действительности.
На общем собрании мы обсуждали эти тезисы. Если говорить конкретно о предложениях, касающихся ФНЛ, то, допустим, предложение разделить первую лигу на три зоны, мягко говоря, сыровато. Причём это не только моё личное мнение. Это мнение, в том числе и клубов, которые находятся в самых сложных условиях – сибирские и дальневосточные. Здесь нужно говорить скорее о том, что необходимо развивать ПФЛ, и, я уверен, её руководство озадачено этим вопросом. Что касается объединения с точки зрения управления РФПЛ и ФНЛ, я думаю, что это не самая насущная проблема российского футбола. Я считаю, что лиги взаимодействуют на очень высоком организационном уровне. И в первую очередь, именно клубам решать, в какой форме это управление может происходить.
Для меня определяющим в вопросе реформ является мнение клубов. Мы однозначно выскажем свою позицию по этому поводу.
– Сейчас много говорится о запрете и лимите на легионеров в ФНЛ. Как вы относитесь к тому, что в ФНЛ могут играть легионеры?
– Вопрос, наверное, скорее политический. Может быть, скажу резковато, но футбол вне политики. Приведу некоторые примеры: опять же, это моё мнение, но не лично моё – как президент ФНЛ я не могу его высказывать, а мысли, основанный на анализе. В 2008 году наша сборная достаточно успешно выступила на Чемпионате Европы. При этом 90% футболистов, которые были в команде на тот момент, начали свою карьеру в тот момент, когда лимита на легионеров вообще не было в Премьер-Лиге. Сейчас есть крайние позиции: есть те, кто считает, что лимит на легионеров необходимо отменить, и те, кто считают, что его надо ужесточить. На мой взгляд, любая искусственная преференция для наших игроков – это вред. Плюс не стоит забывать, что сейчас существует проблема футболистов 1992, 1993, 1994 годов рождения. Она объективна, потому что в это время в стране была низкая рождаемость, потому что были сложные времена. С 1995 годом уже сейчас ситуация намного лучше.
Что касается ФНЛ: вы знаете, когда ФНЛ создавалась, я одной из своих задач как руководителя Лиги, если говорить эмоционально, ставил приближение ФНЛ не ко второму дивизиону, а к Премьер-Лиге. Всё зависит от того, какие условия для легионеров будут в Премьер-Лиге: если в ней тоже будет действовать запрет, то мы можем ничего и не обсуждать. Если сейчас запретить легионеров в ФНЛ (запретить можно всё, что угодно), какой это даст эффект? В этом году из высшего дивизиона к нам вылетело четыре команды. В Премьер-Лиге может играть семь команд, у нас – три. И "Томь", и "Крылья Советов", и "Волга", и "Анжи" имеют реальные проблемы. Поэтому в этом вопросе должна быть некая золотая средина. И потом, меня честно говоря, возмущает, когда начинают говорить о проблеме, которой по большому счёту не существует. Проблемы легионеров в ФНЛ нет. У нас есть команды, в которых играют только российские футболисты. Тот же "Газовик", который идёт в лидерах. Возможно, такая проблема есть в Премьер-Лиге, но она не столь глобальна, как её преподносят: весь лимит используют считанные клубы. Другое дело, что хочется, чтобы больше футболистов играло в ведущих клубах. Вот это проблема. Но она существует не только в российских клубах, а в любой ведущей футбольной стране (та же Испания, Италия, Франция), кроме Испании и Германии.
Конечно, если мы запретим легионеров, мне как президенту Лиги, будет очень удобно говорить: "Я нас замечательная Лига! У нас играют только российские футболисты". Но я всё-таки в данном случае за футбол, а не за политические лозунги. К любым запретам, которые якобы стимулируют рост российских футболистов, отношусь отрицательно.
– Вы затронули тему сборной. Недавно было предложение выкупить контракты игроков сборной России и создать команду "Россия". Каково ваше мнение по этому поводу? Реально ли это?
– Даже не хочу обсуждать это применительно к первой сборной. Это глупость. Если говорить о некой преференции для молодых игроков, которые получают мало игровой практики, о некоем молодёжном составе, то это утопическая идея, которую можно попробовать реализовать. Но здесь должно сложиться воедино целый ряд благоприятный факторов. В первую очередь, должен найтись человек, который в это поверит. Второе – согласятся ли молодые игроки ведущих клубов перейти в эту команду? Третье – кто будет её тренировать? И четвертое – это финансирование. Если это всё сложится, и если мы хотим быть впереди планеты всей – в принципе, в этом нет ничего плохого. Почему бы не попробовать? Но, мне кажется, это сделать очень сложно. Хотя попытка не пытка. При этом опять же встаёт вопрос: а что тогда делать с теми игроками, которые уже сейчас являются потенциальными футболистами первой сборной? Это смешно обсуждать на профессиональном уровне, потому что это вопреки мировому организационному опыту управления футболом.
– В ноябре состоится очередной товарищеский матч сборной ФНЛ и итальянской Serie "B". Ведутся ли переговоры о подобном сотрудничестве с руководством подэлитных дивизионов других стран?
– Я заявлял, что ведутся. Но надо рассматривать объективную реальность. Если есть желание партнёров, то мы с ними сотрудничаем. Я считаю, что наши взаимоотношения с итальянцами очень продуктивно развиваются. В Астрахани прошёл замечательный матч, который положил начало этой серии игр. Если вы сейчас посмотрите на фотографию той сборной ФНЛ, которая здесь играла, то увидите шесть-семь игроков Премьер-Лиги, некоторые из которых вызываются в сборную России. Я считаю, что надо дорожить тем, что у нас складываются отношения с итальянцами. Им это интересно – мы с ними сотрудничаем. Для нас это – очень хороший проект.
– Нет ли планов создать под эгидой ФНЛ некий юношеский Кубок?
– Давайте объективно оценим ситуацию. Есть национальная ассоциация Российский футбольный союз, членом исполкома которой я являюсь. И прерогатива массовых турниров принадлежит ей. Мы активно участвуем в этом процессе, активно ему помогает, и не стоит здесь тянуть одеяло на себя. Даже если это соревнование среди детско-юношеских клубов ФНЛ, всё равно его проводит национальная ассоциация. Здесь нет никаких противоречий. Необходимо чётко соблюдать утверждённую организационную структуру проведения футбольных соревнований. Нет смысла вторгаться в то, что не входит в пределы нашей компетенции. Проблемы есть всегда, всегда есть то, что нужно усовершенствовать, но, я считаю, поднимать эти проблемы должны клубы, которые чем-то недовольны.
– Но ведь детско-юношеским командам клубов низших дивизионов в общих турнирах сложно, а вследствие этого и не очень интересно, бессмысленно, тягаться с представителями школ клубов Премьер-Лиги…
– Не согласен. Кто из нас ещё пять-шесть лет назад знал о команде "Краснодар"?
– Это исключение из правил.
– Зачастую исключение превращается в правило. Если, допустим, юношеская команда "Волгаря" будет играть с "Рубином", то это будет отражать реальное положение дел в юношеском футболе в области. А с учётом того разговора, который мы начали, встречаясь с вице-губернатором Константином Маркеловым, посмотрим, что будет через пять лет. Ничего невозможного нет. И потом, я думаю, наоборот воспитанникам школ команд клубов ФНЛ интересно сыграть с клубами РФПЛ. Просто надо работать, надо позитивно смотреть на вещи.
onedivision.ru
AST-NEWS.ru