Федеральное автономное учреждение «Главное управление государственной экспертизы» ежегодно экономит бюджету по итогам проверки сметной документации сотни миллиардов рублей. Подведомственное Минстрою страны, оно ежегодно выявляет аварийные технические решения в сотнях комплектов проверенной проектной документации. Главгосэкспертиза – преемник Главного управления государственной вневедомственной экспертизы при Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу. Созданное 20 лет назад, последние шесть лет находится под руководством Игоря Манылова – православного чиновника, чей карьерный рост тесно связан с бывшим главой Минюста, председателем думского комитета по государственному строительству и законодательству Павлом Крашенинниковым.
Уроженцу челябинского Магнитогорска 55 лет. Судя по отметках в соцсети, нравятся айкидо, плавание и теннис. Слушает рок, фолк и блюз. Двое взрослых сыновей, оба отслужили.
Окончил магнитогорское ПТУ №13. После прохождения службы в Вооружённых Силах поступил в Свердловский юридический институт, ныне – Уральский государственный юридический университет. После его окончания в 1991 году и до 1998 года, согласно официальной биографии, «работал в финансовой сфере, руководил ЗАО “Центр экономических и финансовых экспертиз”». Расшифровку «работы в финансовой сфере» высокопоставленного государственного служащего приходится собирать по крупицам. Итак, в 1991-1995 годах «работал на руководящих должностях в Свердловском коммерческого банка “СКБ-банк” (г.Екатеринбург)», в 1996-1997 – старший менеджер управления аудита ЗАО «ЮНИКОН/МС Консультационная Группа». В 1997-1998 – гендиректор «Центра экономических и финансовых экспертиз».
Завершались «лихие девяностые» для нашего молодого финансиста неплохо. Несмотря на это, в 1998 году он покинул финансовую сферу, возглавив Управление гражданского законодательства и Департамент гражданского законодательства Министерства юстиции Российской Федерации. Что стало причиной перехода из бизнеса в федеральные органы исполнительной власти – доподлинной неизвестно. Но характерно, что произошло это аккурат после назначения главой Минюста Павла Крашенинникова. Связь Манылова с этим видным политическим деятелем продолжилась уже на Охотном ряду: в 2000 году Крашенинников возглавил в Госдуме комитет по законодательству, Манылов – руководитель аппарата комитета. Крашенинников перешёл в кресло главы думского комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству – Манылов глава аппарата и в этом комитете.
Неудивительно, что Манылова называли «правой рукой Крашенинникова». Их сотрудничество далеко пошло: в 2007 году газета «Вокруг новостей» упоминала Игоря Манылова как одного «из неудавшихся кандидатов на должность заместителя председателя Арбитражного суда города Москвы». Издание писало о «так называемой уральской группы юристов (или, если угодно, объединения граждан – ОГ)». «В состав этого ОГ, по некоторым сведениям, входят (...) Игорь Манылов, прославившийся тем, что московские юристы с ходу окрестили его “протеже Антона Иванова и Павла Крашенинникова” (Антон Иванов – председатель ВАС РФ; на пост зампредседателя Арбитражного суда Москвы Манылова хотел посадить именно г-н Иванов, конфликтовавший с главой Арбитражного суда Москвы Олегом Свириденко – прим.ред.)», – указывала газета.
Вопрос назначения Манылова был практически решён: оно, по данным открытых источников, планировалось «с прицелом на скорое перемещение из заместителей [председателя столичного арбитража] в председатели». Что-то не сложилось, но не беда. В мае 2008 года Манылов получил благодарность Дмитрия Медведева «за большой вклад в работу Общественной приемной кандидата на должность Президента Российской Федерации», а уже в июне стал замминистра экономического развития России.
Поработав на ниве экономразвития, мастер на все руки «брошен» на аграрный фронт: с 2012 года он – первый замминистра сельского хозяйства страны. Годом позже наши коллеги из «Совершенно секретно» саркастически отмечали отсутствие у Манылова связи с сельским хозяйством. Ну и ладно – главное, что человек хороший. Главгосэкспертизу возглавил 16 января 2015 года: кресло освободилось за два с половиной месяца до этого после кончины главы ведомства Сергея Османова. Представлял Манылова глава Минстроя Михаил Мень, позже попавшийся на присвоении 700 миллионов рублей из бюджета Ивановской области в бытность тамошним губернатором.
Теперь образованием никакая пресса уже не упрекнёт: Игорь Евгеньевич прошёл профессиональную переподготовку «Промышленное и гражданское строительство». Кандидат юридических наук, тема диссертации – «Наследование жилых помещений». Обладает высшим классным чином федеральной государственной гражданской службы – действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса, что соответствует воинскому званию генерала армии.
Кстати, с Крашенинниковым наш герой продолжает взаимодействовать в рамках Ассоциации юристов России. Манылов входим в президиум Ассоциации, сопредседателем которой выступает Крашенинников. В 2012-2017 годах Игорь Евгеньевич выступал председателем правления этой солидной организации с разветвлённой сетью региональных отделений. В замах у него был экс-глава минюста, первый директор ФСБ и бывший глава российского кабмина Сергей Степашин.
…Главгосэкспертиза выполняет серьёзные государственные функции, сохраняя при этом незаметность для широкой публики. Поэтому личность руководителя ведомства ярка вдвойне. Причина – в православных убеждениях Манылова, которые он не скрывает, а совсем наоборот. Духовным поиском занялся ещё на студенческой скамье. Входит в попечительский совет благотворительного фонда по восстановлению ансамбля Новодевичьего монастыря. Участник Саровского духовно-научного центра. Объясняет просто: «Я просто хочу помогать Русской Православной Церкви и духовному возрождению России». Игорь Евгеньевич если не монархист, то не демократ – точно. «Я сторонник того, чтобы использование таких институтов – демократических, в данном случае, в кавычках, по типу, – к нему надо очень осторожно относиться. Мне кажется, массовое участие в таких серьёзных вещах, оно не даёт качественного решения», – говорил чиновник в интервью «Радио ВЕРА».
А вот что заявил в интервью другому православному СМИ – журналу «Фома»: «Обо мне еще можно сказать — занимает пост. А слово “пост” для православных тоже имеет важное значение, связанное со служением. (…) Служба вообще не всегда связана с увеличением достатка, на ней можно и не заработать денег. Есть понятие “общественный долг”. Вот из него я и исхожу, когда работаю на своем посту». Общественный долг приносит Игорю Евгеньевичу стабильно высокий доход. Так, за 2019 год он заработал 10,7 миллиона рублей, его супруга – 2,3 миллиона. В индивидуальной собственности у руководителя ведомства:
- два земельных участка, под индивидуальное жилищное строительство – 1,5 тысячи квадратных метров, и для ведения личного подсобного хозяйства – 1,2 тысячи «квадратов»,
- два жилых дома 218,6 и 271 м2 соответственно,
- квартира 112,3 «квадрата»,
- машиноместо 15,5 м2.
Личного авто у гражданина начальника нет, зато имеются мотоцикл Honda VFR 1200 и снегоболотоход ATV 6H STELS/Брянск ATV 600Y. У супруги два авто – Suzuki Grand Vitara XL-7 и Toyota Land Cruiser 150, а также автоприцеп к легковым автомобилям ET 20SC. Также в её индивидуальной собственности:
- три земельных участка: под индивидуальное строительство – 1,5 тысячи квадратных метра, два дачных по 2000 и 2175 «квадратов»,
- жилой дом 472,5 м2,
- квартира 30,5 «квадрата»,
- машиноместо 16,1 м2.
Между тем, раньше доход Манылова был ещё выше. В 2011 году – 23,7 миллиона рублей. В 2015-м – 17,5 миллиона, в 2016-м – 18,6 миллиона, в 2017-м – 17,9 миллиона. А вот за 2020 год данных на сайте Главгосэкспертизы нет: ни Манилова, ни одного их восьми замов, только два заместителя главного бухгалтера – и всё. Как корова языком…