Игорь Мартынов: «Необходимо увеличить объем субсидий регионам на предоставление жилья детям-сиротам»
Игорь Мартынов провел заседание комиссии Совета Законодателей РФ по вопросам межбюджетных отношений и налоговому законодательству. Главная тема – обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С докладом о состоянии дел в регионах по этому вопросу выступил председатель комиссии и спикер астраханского парламента Игорь Мартынов.

 Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - одна из самых сложных и актуальных региональных тем. Игорь Александрович отметил, что перед заседанием комиссии была проведена большая аналитическая работа, которая показала, что во многих регионах очереди из выпускников детских домов на получение жилья постоянно растут. «При этом законодательные механизмы для решения проблемы созданы, действуют и постоянно совершенствуются, как на федеральном, так и на региональном уровне. Конечно, в первую очередь нам приходится говорить о финансировании, потому что государство должно передать сиротам жилые помещения бесплатно. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Анна Кузнецова говорит, что для решения вопроса 200 тысяч детей-сирот, стоящих в очереди на жилье, необходимо 208 млрд рублей», - подчеркнул Игорь Александрович.

Сумма значительная. И федеральным законом определено, что обеспечение жильем детей-сирот – это расходные обязательства субъекта Российской Федерации. Чтобы поддержать регионы, вопрос решается на условиях софинансирования, а именно предоставляется субсидия из федерального бюджета. Процентное соотношение субсидий и собственных средств в регионах различно. В Астраханской области за счет средств федерального и регионального бюджетов с 2010 года обеспечены жилыми помещениями 1316 человек.

Игорь Мартынов считает, что отсутствие финансирования в объеме, достаточном для исполнения всех обязательств, становится причиной роста очереди именно этой категории граждан. «В Астраханской области ежегодный прирост численности детей-сирот, вновь поставленных на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений, составляет в среднем 350-400 человек. Необходимо отметить, что не все регионы могут пользоваться банковскими кредитами на эти цели. Многие ограничены параметрами заключенных с Минфином РФ соглашений», - сказал Игорь Александрович.

Кроме этого члены комиссии по вопросам межбюджетных отношений и налоговому законодательству отметили, что с 1 января 2019 года вступит в силу федеральный закон, которым будет установлено, что общее количество жилых помещений, предоставляемых сиротам в одном многоквартирном доме, не может превышать 25% от общего числа квартир в этом доме.

Это ограничение фактически приостанавливает малоэтажное строительство жилых домов для сирот в сельской местности, а, следовательно, и работу по решению жилищной проблемы граждан данной льготной категории в целом. Кроме этого, до принятия Федерального Закона уже были заключены государственные контракты, предусматривающие строительство многоквартирных жилых домов со сроком ввода в эксплуатацию после 1 января 2019 года без ограничения общего количества квартир для детей-сирот.

Дума Астраханской области уже выступила с обращением в адрес государственной думы о том, чтобы сохранить 25-процентное ограничение по предоставлению квартир в многоэтажных домах только в населенных пунктах с численностью жителей более 100 тыс. человек. А в небольших муниципальных образованиях ограничений не устанавливать. Таким образом, малоэтажное строительство социального жилья в сельской местности продолжится, и задачи по предоставлению квартир будут выполнены.

По итогам обсуждения было принято решение рекомендовать Президиуму Совета законодателей обратиться в Правительство России с предложением рассмотреть следующие вопросы:

Первое: об увеличении объемов субсидий из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. 

Второе: внести изменения в Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции закона 2018 года) в части пересмотра 25-процентного ограничения общего количества жилых помещений в виде квартир, предоставляемых детям-сиротам в одном многоквартирном доме. 

Третье: внести изменения в федеральное законодательство в части установления дополнительных способов обеспечения детей–сирот жильем в виде выплат и (или) жилищных сертификатов.