В Совете Федерации прошли парламентские слушания о параметрах проекта федерального бюджета на будущий год, в которых принял участие председатель Думы Астраханской области Игорь Мартынов. Он выступил с докладом об особенностях формирования региональных бюджетов на ближайшие три года.
Открывшая заседание Валентина Матвиенко напомнила, что президент Владимир Путин поручил Совету Федерации контролировать, чтобы на решение социальных вопросов были бюджетные ресурсы.
Игорь Мартынов в своём выступлении отметил, что формирование проектов бюджетов субъектов РФ происходит в период роста долговой нагрузки и одновременного сокращения доходной базы. Федеральным центром была оказана помощь и региональным бюджетам в целом. Это нам позволило направить дополнительные средства на стабилизацию экономической ситуации.
Все органы государственной власти субъектов также установили ряд преференций в виде пониженных ставок по налогам для организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих в отраслях экономики, в наибольшей степени пострадавших от ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции. Итогом этих решений также стало снижение доходов бюджета. Так, например, объем выпавших доходов из бюджета Астраханской области оценивается в сумме 478 млн рублей.
Игорь Александрович озвучил ряд предложений для сбалансированния региональных бюджетов.
В первую очередь, нужно и дальше предоставлять регионам возможность повышать объем дефицита и государственного долга на суммы, которые выпадают из доходной части после предоставления налоговых преференций бизнесу, пострадавшему в результате ограничительных мер в период пандемии.
Во-вторых, по итогам исполнения консолидированных бюджетов регионов на 1 сентября 2020 года снижение поступления налоговых и неналоговых доходов по сравнению с аналогичным периодом 2019 года составило 512,3 млрд руб., и темпы снижения замедлились, если за пять месяцев 2020 отклонение было 9%, то за восемь месяцев уже 7%. «У большинства регионов уже в первом полугодии образовался дефицит бюджета. Это большая редкость, поскольку обычно дефицит формируют расходы ноября и декабря, когда регионы оплачивают госконтракты. К концу года дефицит будет почти у всех. На местах мы изыскиваем возможности сокращения не первоочередных расходных обязательств, приходится прибегать и к коммерческим кредитам. В этой связи предлагаем рассмотреть возможность снятия ограничения на прирост объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, устанавливаемое постановлением Правительства Российской Федерации, на 2020 год было установлено ограничение в размере 10% по отношению к 2019 году», - отметил Игорь Мартынов.
Третье предложение связано с уплатой акцизов на прямогонный бензин, которые поступают в бюджеты субъектов РФ. Вместе с тем особенности налогообложения данных акцизов приводят к тому, что региональные бюджеты постоянно производят возвраты средств налогоплательщикам по данному налогу. «Причина такого финансового результата обусловлена тем, что в целях стимулирования более качественной и глубокой переработки прямогонного бензина налогоплательщики, применяющие особые установленные Налоговым кодексом РФ методы переработки, имеют право на возврат из бюджета ранее уплаченных при приобретении сырья суммы акцизов, увеличенной в 1,7 раза. К примеру, в 2019 году возврат из бюджета Астраханской области составил 133 млн рублей, а по прогнозу 2020 года вырастет до 151 млн рублей», - подчеркнул Игорь Александрович. Он предложил рассмотреть вопрос о возможности компенсации регионам отрицательного сальдо от возврата сумм акцизов из федерального бюджета путем увеличения дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
Еще одно предложение коснулось софинансирования ежемесячных денежных выплат на ребенка в возрасте от трех до семи лет. Игорь Мартынов подчеркнул значимость для семей этой меры поддержки. Расходы по выплатам осуществляются за счет федерального и региональных бюджетов. В Астраханской области соотношение составляет 82 % из бюджета РФ на 18 % из бюджета региона. «Предлагаем включить данную меру поддержки в состав национального проекта «Демография». Это позволит софинасировать указанные расходы на более комфортных для регионов условиях. Для большинства субъектов России это соотношение составляет 97% - из бюджета федерации на 3% - из бюджета региона», - отметил Игорь Александрович.
Также спикер Думы Астраханской области предложил продолжить практику заключения соглашений о предоставлении из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, предусмотренных законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, до начала очередного финансового года. Кроме этого, Игорь Мартынов озвучил предложение сохранить распределение максимального количества межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации.
И еще один аспект, который был предложен председателем Думы Астраханской области. «Нам необходимы не только финансовые инструменты, но и организационные. Мы понимаем, что бюджетные инвестиции направляются на строительство объектов, у которых есть уже утвержденная проектно-сметная документация. Но хотели бы еще обратить внимание на то, чтобы упростить требования к разработке проектно-сметной документации особенно по проведению государственной экспертизы», - отметил Игорь Мартынов.
Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко рекомендовала министерству финансов России и комитету СФ по бюджету и финансовым рынкам проработать все прозвучавшие в ходе слушаний предложения и дать конструктивные ответы, что будет учтено в бюджете, а что – нет, с указанием причин отказа.
Как насчёт перераспределения налоговые поступлений между фед.казной и рег.бюджетом?
80% налогов, собранных на нашей территории, нам, 20% налогов, собранных на нашей территории, Москве!