Первый вопрос - «Налоговые льготы и преференции: их влияние на доходы бюджетов субъектов Российской Федерации» - представил председатель комитета Совета Федерации РФ по бюджету и финансовым рынкам, заместитель председателя комиссии Совета законодателей по вопросам межбюджетных отношений и налоговому законодательству Сергей Рябухин.
Сенатор проинформировал о том, что 22 марта Комитет СФ совместно с Финансовым университетом при Правительстве РФ провел семинар-совещание, на котором обсуждалась методика оценки эффективности налоговых льгот, разработанная Минфином России и опыт субъектов Федерации по оценке эффективности налоговых преференций. В совещании приняли участие представители почти шестидесяти субъектов РФ.
Также Сергей Николаевич рассказал, что в рамках подготовки мероприятия был проведен опрос среди субъектов Федерации, собраны предложения по совершенствованию законодательства в части предоставления налоговых льгот.
«Большинство субъектов РФ предлагают отказаться от предоставления на федеральном уровне льгот по региональным и местным налогам, а также сократить ранее предоставленные льготы по федеральным налогам, зачисляемым в региональные и местные бюджеты. Это – наболевшая проблема, мы регионы поддерживаем».
Кроме того, отметил сенатор, регионы готовы продолжать практику применения правила «двух ключей» при установлении налоговых льгот. Хотя, по результатам опроса, некоторые субъекты выступают против реализации этого механизма.
«Здесь важно точно определить, когда обязательно применяется правило «двух ключей». Мы считаем: при введении новых льгот по федеральным налогам, зачисляемым в региональные и местные бюджеты. А вот право устанавливать льготы по региональным налогам должно принадлежать только законодательным органам субъектов Федерации, соответственно, льготы по местным налогам — представительным органам муниципальных образований. И федеральное законодательство здесь не должно вмешиваться», — подчеркнул сенатор. Соответствующие рекомендации, отметил Сергей Рябухин, были направлены в Правительство.
Вторая тема для обсуждения была представлена Игорем Мартыновым. Игорь Александрович поднял вопрос о расходах региональных бюджетов на уплату страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения . Объем средств, выделяемых на финансирование этих обязательств, ежегодно увеличивается. Во многих регионах он превышает половину всех расходов на здравоохранение. Это связано с ростом коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг, он используется для расчета размера страхового взноса. Также увеличивается и количество неработающего населения, но это может быть связано с несовершенным персонифицированным учетом.
Игорь Мартынов не исключает, что рост численности застрахованного неработающего населения обусловлен завышенными показателями этих данных по версии территориального фонда ОМС. Кроме этого, в число застрахованных неработающих граждан, исходя из действующих правил расчета, включаются и военнослужащие. Хотя медицинская помощь этой категории граждан должна оказываться за счет средств федерального бюджета, которые перечисляются в соответствующие министерства и ведомства. В итоге, в расчет объемов необходимых средств включается также и данная категория граждан.
Есть и другие группы неработающего населения. К примеру, граждане могут не работать по основаниям, не связанным с ограничениями для них трудовой деятельности. Есть категория «неработающих», имеющих скрытые доходы, не уплачивающих НДФЛ и страховые платежи. При этом федеральное законодательство позволяет им иметь статус застрахованного в системе ОМС, и за них также платит взносы субъект.
Еще одна проблема этой сферы – отсутствие законодательно установленной методики определения численности неработающего застрахованного населения.
«В связи с этим мы сталкиваемся с завышенными расчетами взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, – отметил Игорь Мартынов. – А соответственно – увеличивается нагрузка на региональные бюджеты, которые сейчас довольно ограничены, и может происходить недостоверное определение размера субвенций, направляемых в фонды ОМС».
Члены комиссии по вопросам межбюджетных отношений и налоговому законодательству Совета законодателей поддержали мнение, что вопрос об обязанности неработающих граждан самостоятельно покупать полис медицинского страхования – действительно существует. Конечно в тех случаях, когда неработающие находятся в трудоспособном возрасте, не имеют ограничений для осуществления трудовой деятельности, а также не состоят на учете в качестве безработных и не относятся к социально уязвимым категориям населения. Следует рассмотреть и возможность полной или частичной передачи полномочий по уплате взносов на медстрахование неработающих граждан на федеральный уровень.