Прошло две недели с того дня, как вступил в силу федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр…», согласно которому все игровые клубы в Астраханской области должны быть закрыты. Однако некоторые из них продолжают работать. Почему в Астраханской области до сих пор не выполняется федеральный закон? Причина в упорном сопротивлении кругов, заинтересованных в сохранении прибылей от азартных игр. Этой актуальной проблеме и была посвящена состоявшаяся позавчера пресс-конференция.

Из истории вопроса. По словам депутата астраханской областной думы Олега Вячеславовича Сарычева, практически бесконтрольное развитие игорного бизнеса в регионе привело к серьёзным последствиям. Так, только в мае 2004 года в нашем регионе было зафиксировано аж 16 суицидов из-за проигрыша в азартные игры. Кроме социальных проблем, игромания приносила и экономические: ежегодно наши земляки проигрывали в 300 игровых клубов целых 3 миллиарда рублей!

С этим надо было что-то делать, и местные коллеги российских парламентариев предприняли попытку «прижать» одноруких бандитов, резко подняв ежемесячную ставку налога с каждого игрового автомата с 2,5 до 7,5 тысяч рублей. Но игорные бизнесмены легко вышли из положения, регистрируя не все автоматы. В каждом клубе из 20 автоматов официально регистрировались только два, таким образом, в казну попадало в десять раз меньше средств, а в кармане людей из контролирующих органов зашуршали первые деньги. И благодаря коррупционерам повышение ставки налога никакого эффекта не дало.

Возникшая в Астрахани ситуация требовала жёстких мер, и поэтому депутатом Сарычевым был написан закон «О размещении игорных заведений на территории Астраханской области». Согласно этому закону резко уменьшился список территорий, на которых было разрешено размещение игровых клубов. Причём за неисполнение закона был предусмотрен максимально штраф – сто тысяч рублей, увеличенный затем до 1 млн. рублей.

Благодаря закону Олега Сарычева удалось сократить количество игровых клубов более чем в три раза - до 80. А в декабре 2007 года депутатом Сарычевым в этот областной закон была внесена поправка, благодаря которой с 1 июля 2008 года в Астраханской области остались только 4 клуба.

Однако через несколько месяцев при попустительстве правоохранительных органов игорные клубы вновь начали открываться и, несмотря на огромные штрафы, большинство из них продолжало работать вплоть до 1 июля 2009 года.

Ведь каждый игровой автомат приносил своему владельцу от 1,5 до 2,5 тысяч рублей в день! И при таких прибылях никакие штрафы не помогут, поскольку прибыли хватит и на подкуп чиновников и на уплату штрафа за незаконную деятельность. Особенно если принять во внимание то, что абсолютное большинство клубов находятся в Москве и взыскать с них штрафы можно только теоретически. Единственной мерой, которая могла решить данную проблему с игорным бизнесом, по словам Олега Вячеславовича, была конфискация игровых автоматов. Но, несмотря на неоднократные совещания в областной Думе по данному вопросу с правоохранительными органами и неоднократные встречи с руководством силовых структур до принятия радикальных мер так и не дошло. А многочисленные рейды, проверки игорных клубов словно натыкались на бетонную стену.

Вот несколько примеров.

В Ахтубинске при попытке закрытия игорного заведения, в адрес пытавшихся его закрыть был подан иск со стороны прокуратуры, обвиняющий их в том, что они вскрыли дверь и незаконно проникли в данное заведение. При всём этом прокуратура утверждала, что данное заведение вообще никогда не работало, несмотря на нахождение его прямо перед их зданием! Правду удалось отстоять только после предъявления фотографий, сделанных в ходе этого рейда Сергеем Гавриловым, помощником депутата Сарычева.

С игровыми клубами, работающими в Астрахани, возникла вообще совершенно анекдотическая ситуация. Как говорится, было бы смешно, если бы не было так грустно. Вот цитата из ответа зам.начальника облУВД по экономическим вопросам В.С.Сперкач, депутату Сарычеву о причине его отказа в возбуждение уголовных дел на владельцев игровых клубов: «При выявлении преступления предусмотренного ст. 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство», необходимо извлечение дохода в крупном или особо крупном размере, 250 тысяч и 1 млн. рублей соответственно. Так как незаконные игровые залы не ведут никакой бухгалтерской документации, по которой можно провести документальную проверку, рассчитать незаконно полученный доход не представляется возможным».

То есть, для того, чтобы на игровые залы завести дело, надо, чтобы они сами о себе ещё и предоставили сведения! Хорошо хоть, что они сами на себя заявить не должны, хотя, в принципе, это только начало, возможно, такими темпами скоро и такое потребуют…

Ещё одной анекдотичной ситуацией, показывающей абсолютную потерю контроля над игорным бизнесом (или наоборот его контроль коррупционерами в погонах), является случай, когда на одном из городских рынков стоял игровой автомат, внутри которого находилось лишь обыкновенное оцинкованное ведро. Согласитесь, выиграть у ведра невозможно. Но, тем не менее, автомат стоял, и никто так и не выяснил, кому он всё-таки принадлежал. Если такие особо наглые случаи остались безнаказанными, то что уж говорить о наказании юридически подкованных гигантах бизнеса…

В настоящее время, некоторые игорные заведения, как хамелеоны, начинают менять окраску, сохраняя свою суть – азартные игры на видоизмененных игровых автоматах. Игорный бизнес имеет достаточно сильную правовую поддержку, и закрыть многие заведения на законных основаниях сейчас практически невозможно.

Игорные заведения маскируются под доступ в интернет, «стимулирующие лотереи», игровой покер. В первом случае, в интернете размещаются сайты-казино. Игроки приходят в интернет-кафе, оплачивают доступ, причём, часть средств отправляется на их электронный кошелёк. В случае выигрыша, игроку прямо на месте выдаются деньги. По словам начальника центра по борьбе с преступлениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства при УВД по АО Василия Владиславовича Усачева, в его представлении в настоящем интернет-кафе пользователь просто платит за доступ в сеть. Выдача же денег за выигрыш прямо в «интернет-кафе» является прямым свидетельством нарушения закона.

Однако тут стоит сделать важное замечание. На мой взгляд, закрыть заведение, действующее по подобной схеме, со стороны одного только закона невозможно, и вот почему. Сайт может быть зарегистрирован вообще на третье лицо, причём, скорее всего, размещаться на иностранном сервере (это выйдет даже дешевле использования российского). Таким образом, никогда не будет доказана причастность владельцев заведения к сайту, а закрыть сайт тоже будет практически невозможно. К тому же, владельцы заведения выдвинут аргумент, что они совсем не обязаны контролировать, куда именно заходят их посетители. А по вопросу выдачи денег достаточно просто оформить пункт выдачи электронных денег, это законом тоже не наказуемо. В общем – внешне всё будет как бы независимо друг от друга и придраться к чему-либо не получится.

Случаи с использованием «стимулирующих лотерей» тоже достаточно интересны. По словам Олега Сарычева, у него возникает впечатление, что закон о стимулирующих лотереях, принятый пять лет назад, создавался специально для создания лазеек в федеральном законе этого года. Так, в некоторых игорных заведениях совершенно официально продавались ручки и зажигалки по заведомо завышенным ценам (500-1000 рублей) вместо жетонов, однако, всё проходило через кассу, потому найти повод для применения закона не представлялось возможным. Сама суть метода заключается в следующем: игрок покупает лотерейный билет, в случае проигрыша ему даётся жетон якобы для стимулирования продажи билетов. И на этот жетон он может сыграть в игровые автоматы. Фактически, происходит та же самая азартная игра, только на вполне законных основаниях.

Примечателен то факт, что в Астрахани в данный момент открыто работают три игровых клуба, которые совершенно проигнорировали вступление в силу федерального закона: даже ничем не прикрываясь, они работают по-старому. Причиной этому служит заинтересованность некоторых структур власти в их функционировании.

И в заключение Олег Сарычев ответил на главный вопрос пресс-конференции: кого же всё-таки напугал закон о регулировании игорного бизнеса? Ответ был прост и лаконичен – никого.

Посмотрим, что же будет дальше. Пока поводов для оптимизма нет, лица, заинтересованные в сохранении игорного бизнеса известны, но попытки доказать их причастность до сих пор ни к чему не привели.

Вадим Окороков,

"Факт и компромат" №21 от 16.07.09.