Сибирские морозы в нашем южном регионе наделали свое холодное дело чуть ли не во всех отраслях бытия. Под холодный пресс попали многие: от банкоматов до рынка морских и грузовых перевозок. Как выяснилось, для одних мороз - вселенское зло, а для других - манна небесная.

Снегопад, который обрушился на наш город в четверг, еще более усугубил морозную ситуацию и аукнулся чуть ли не всем отраслям бизнеса. Например, некоторые фирмы по производству мебели предпочли отложить"вывоз" заказов на более благоприятную погоду. Это же касается и оконщиков, и установщиков дверей. И вообще по большому счету многие предприниматели свернули работы из-за холодов.

В частности, из-за низких температур "оконщики" не могут устанавливать "глаза" дома, так как монтажная пена не предназначена для работы при нынешних температурах. Строители тоже не особо рады холоду. Теоретически они могут использовать специальные материалы для низких температур, но те на порядок дороже традиционных. И, как правило, сами заказчики предпочитают приостановить стройки, чтобы сэкономить на материале.

Кстати, от мороза страдает и банковский сектор. Некоторые специалисты уверяют, что холода негативно влияют на банкоматы. В связи с этим банкоматы оказались под пристальным вниманием технических служб ответственных за них финансовых структур. По оценкам экспертов, ситуация в норме, и те редкие случаи, когда банкоматы отказываются работать с населением, не всегда связаны с морозами.

ХОЛОД - НЕ ТЕТКА

Как сообщили "АВ" в департаменте торговли, на крупных рынках города из-за холодов примерно на 50% снизился покупательский спрос. Астраханцы предпочитают отовариваться в теплых магазинах. Примечательно, продавцы не готовы мерзнуть на рынках: их количество в холода тоже сократилось примерно наполовину. При этом, по словам руководства рынков, на цены уменьшение спроса не повлияло: товар не дешевеет. Под удар традиционно попало и мороженое. Едят его мало и неохотно. Кстати, как это ни странно, но, по словам продавцов, холода никак не влияют на продажи водки. Спрос на этот продукт стабилен в любые сезоны.

ЭНЕРГИЯ РОСТА

А вот энергетики, по всей видимости, не без помощи популярных ныне обогревателей констатируют, что Астраханская область достигла исторического максимума энергопотребления. В филиале ОАО "МРСК Юга" - "Астраханьэнерго" сообщили "АВ":

- Исторический максимум зарегистрирован 1 февраля текущего года: объем энергопотребления составил 754 мегаватт. Последний раз к этому показателю мы приблизились 17 января 2008 года (751 мегаватт).

Понятно, что такой показатель связан с резким увеличением потребления электроэнергии из-за холодов. Впрочем, как говорят энергетики, летние объемы не намного меньше из-за того, что астраханцам приходится спасаться от жары с помощью электроприспособлений. Но есть один зимний нюанс - неиспользуемые дровяные печи во многих селах: многие сельчане предпочитают дровам и углю обогреватели. Дешевле и без труда: воткнул вилку в розетку и наслаждайся теплом. Об этом говорят специалисты регионального министерства ЖКХ.

А вообще, как сообщает пресс-служба ОАО "МРСК Юга" - "Астраханьэнерго" в связи с резким понижением температуры в филиале "Астраханьэнерго" введён режим повышенной готовности. Оказывается, что, по статистике, большая часть нарушений в электросетевом комплексе возникает именно в электрических сетях, и связано это с природными факторами: ветрами, гололедообразованием на воздушных линиях, продолжительными морозами. В частности, для уменьшения вероятности возникновения нештатных ситуаций в периоды усиления морозов бригады специалистов постоянно выезжают на объекты, чтобы провести осмотры и при необходимости заменить оборудование.

НИ ПРОЕХАТЬ, НИ ПРОЙТИ

Естественно, снежные прелести почувствовали и компании, занимающиеся междугородними перевозками. В ООО "Першерон" рассказали "АВ", что на федеральных трассах образуются серьезные заторы из сотен большегрузных автомобилей. При этом специалисты отмечают, что отрезок трассы М-б "Каспий" (Астрахань - Волгоград) находится в более или менее "нормальном состоянии". Чего не скажешь о трассе с другой стороны Волги (Камызяк - Волгоград), где наблюдались снежные переметы.

Проблемы усугубляются на выездах из города-героя. Чего стоила только одна многометровая пробка на трассе Волгоград - Саратов. Менее масштабные заторы наблюдаются и на других участках трассы. В частности, на подступах к Москве. Перевозчики говорят, что с подобными логистическими проблемами они не сталкивались уже несколько лет. При этом специалисты уверяют, что при правильной работе и своевременном информировании соответствующих служб о пробках на трассах свести потери можно к минимуму. Пока они не готовы подсчитать убытки, но не сомневаются, что они будут.

Между тем в связи с аномально холодной погодой региональное министерство строительства и дорожного хозяйства обращает внимание водителей на заправку транспортных средств качественным зимним топливом. И напоминает водителям, что надо иметь в дороге теплую одежду, горячие напитки и запас продовольствия.

При этом, по данным на 1 февраля, паромные переправы в области работают все в штатном режиме, кроме паромных переправ "Главный Банк" (рукав Бахтемир, автодорога Ниновка - Мумра - Зюзино км 4+800, альтернативный проезд через паромные переправы "Маячное", "Чулпанёнок", "Старая Волга", "ВКСРЗ") и "Трудфронт" (рукав Бахтемир, автодорога Подъезд к п. Трудфронт, альтернативного проезда нет).

РЕКА - МОРЕ

У представителей рынка морских речных перевозок свои проблемы и опасения. Представители этого вида бизнеса опасаются повторения ситуации 2009-2010 года. Тогда тяжелые ледовые условия зимней навигации выявили дефицит ледоколов для организации

эффективной проводки судов из морских портов Астрахань и Оля в Каспийское море и в обратном направлении. Было их два (ледокола). Впрочем, на данный момент прибавился еще один ледокол. Однако некоторые судовладельцы полагают, что эффективность новичка на 70% ниже двух ледоколов-аборигенов. По словам представителей морских и речных перевозок, две недели холодов показали, что работа ледоколов могла быть более эффективной. Участники рынка отмечают, что доходы некоторых из них сократились по сравнению с декабрем на 50-70%. Дело в том, что традиционные два-три морских рейса в месяц сменились в лучшем случае одним.

Председатель Ассоциации экспедиторов и судовладельцев Астраханской области Игорь Загребельный не столь апокалиптичен в своих прогнозах. Он, конечно, тоже не отрицает массу проблем на рынке морских и речных перевозок.

Однако он надеется, что ситуация двухгодичной давности не повторится, так как, во-первых, погодные условия не столь экстремальны и вообще ошибки прошлых лет были учтены.

ОБОГРЕЙ МЕНЯ, ОБОГРЕЙ

Известный сайт о погоде Гисметео ничего теплого в ближайшее время не предвещает. Предупреждение МЧС по поводу аномального похолодания да еще и с ветром оптимизма тоже не добавляет.

Трудно сказать, кто первым пал под натиском морозов. Наверное, те, кто во время резкого похолодания познал радость полета с помощью гололеда. А может, те, кто стал замерзать. А вот и первая хорошая для бизнеса новость. В сетевых магазинах города уже несколько дней наблюдается спрос на обогреватели. По словам менеджеров известных сетеви-ков,астраханцы начали активно скупать тепловые вентиляторы из-за низкой стоимости (порядка 600 рублей) и способности быстро нагревать помещения. Впрочем, и электрокамины (пять-семь тысяч рублей) тоже стали пользоваться спросом. При этом в магазинах уверяют, что стоимость этих товаров из-за спроса не увеличилась. Быть может, в этом заявлении и есть доля лукавства, но достоверно это неизвестно.

ПО МОРОЗУ БОСИКОМ...

Не одними обогревателями жив астраханец в морозы. Примечательно, что, по словам участников рынка, возрос и спрос на зимнюю обувь. Астраханки, по всей видимости, поняли, что проходить до весны в демисезонных сапожках не получится. Есть и приятная новость: покупательский спрос пришелся на сезон распродаж. Зимние сапоги в магазинах города можно купить и с 70% скидкой. Новой "обувью" стали интересоваться и автолюбители. Погода заставляет задуматься о зимней резине даже самых упертых водителей. Снег, который вчера завалил наш город, скорее всего, спровоцирует и без того возросший рост продаж зимних автомобильных шин.

Анна Кокшарова,

"Астраханские ведомости" № 4, 03.02.12.