Так ведётся в последние годы: сколько ни повышается пенсия, эту прибавку тут же съедала инфляция. Я не открою ничего нового, если скажу, что инфляция в стране вот уже который год колеблется в пределах девяти-десяти процентов.
И так уж повелось, что больнее всего по пенсионерам, которые у нас считаются одними из самых бедных, била высокая потребительская инфляция. Политик, общественники, социальные эксперты в один голос говорят о полной, обязательной и своевременной индексации пенсий в соответствии с уровнем инфляции, но их верховные власти не слышат. И не удивительно, что инфляция всегда опережает индексацию.
Вот и последняя индексация опять оказалась меньше, чем инфляция. По данным Росстата, за первый квартал этого года инфляция составила четыре процента. Это опережает показатели прошлого года почти на треть. В апреле 2010 года информация равнялась 3,3 процента. А по итогам года – 8,8 процента. В Астрахани стоимость минимального набора продуктов питания в апреле текущего года снизилась на 2,4 процента. А с начала года продуктовый набор стал дороже на 6,3 процента. И составил 2705 рублей.
Следует сказать, что в апреле прошёл второй этап повышения тарифов на сетевой газ. Увеличение составило 9,5 процента. А если считать с начала января, то увеличение будет равно 13 процентам. Подорожали бытовые услуги: парикмахерские, ремонт и пошив одежды и обуви, ветеринарные услуги.
В конце апреля правительство Астраханской области приняло постановление «о величине месячного прожиточного минимума за первый квартал текущего года». Если сравнивать его с аналогичным периодом прошлого года, он вырос на 11 процентов и составил для трудоспособного населения 6161 рубль, для пенсионеров – 4578 рублей, для детей – 5619 рублей. А в среднем на душу населения прожиточный минимум равен 5775 рублям.
Рост прожиточного минимума вызван одним основным фактором – инфляцией. Как сообщили в региональном министерстве экономического развития, продукты питания в первом квартале этого года подорожали на 12,7 процента, коммунальные услуги выросли на 12 процентов. непродовольственные товары выросли на 7,6 процента, платные услуги – на 10 процентов.
В общем, мы идём одним шагом с другими регионами. В чём-то опережаем, в чём-то отстаём. Однако соотношение инфляции и пенсионных доходов почти всегда не в пользу людей, которые в данный момент находятся на заслуженном отдыхе. И не случайно поэтому, что на Всероссийском селекторном совещании по итогам работы Пенсионного фонда за 2010 год впервые, пожалуй, премьер-министр Владимир Путин однозначно заявил о прямой зависимости повышения размера пенсий от инфляционного показателя. Если по итогам первого полугодия уровень инфляции превысит порог в шесть процентов, то уже с первого августа трудовые пенсии будут проиндексированы с учётом фактического роста цен за указанный период.
Все, думаю, помнят, как осенью прошлого года резко поползли вверх цены на продукты питания. Правительству страны пришлось разруливать создавшуюся ситуацию. Принимать срочные меры по стабилизации продовольственного рынка. Россия – единственная в мире страна, которая даже во время экономического кризиса провела масштабную модернизацию пенсионной системы. Пойти на это было не так-то просто. В течение только одного 2010 года пенсии и социальные пособия выросли на 45 процентов. а вот странам Европейского Союза не надо было ничего увеличивать и модернизировать, потому что там средний уровень пенсий колеблется в пределах двух тысяч евро. У нас даже несмотря на значительный рост производства и в целом экономики, пенсионеры не почувствовали реального увеличения своих доходов. Средняя пенсия по России в размере девяти тысяч рублей нашим пенсионерам лишь позволяет сводить концы с концами. Точно не знаю, как усреднённая пенсия значится у нас в регионе. Я, например, и многие мои знакомые, получают ежемесячную пенсию в размере чуть больше семи тысяч рублей. А некоторые и того меньше. Поэтому слова В. Путина о том, чтобы подтянуть размер пенсии к заработной плате, хочется только приветствовать. Но достичь этого совсем не просто. Тем более, что планируется достичь поставленной задачи в основном за счёт инфляционной компенсации. Требуются, видимо, и какие-то другие методы по выводу пенсионеров из порочного круга нищеты, а также по улучшению их материального положения.
Некоторые депутаты предлагают, например, направлять на пенсионные расходы определенную часть доходов от приватизации госкомпаний, которую предлагают провести. А отдельные ушлые «радетели» за благо народа заговорили о повышении пенсионного возраста до 62-63 лет. Не слишком ли дорогой окажется цена новой пенсионной реформы?
Вариантов решения проблемы инфляции предлагается множество. Но они пока никак не могут реализоваться на практике. Постоянно что-то мешает. А уж говорить об инфляции в размере двух-трёх процентов, как в европейских странах, так это и вовсе несбыточная мечта. Такие цели у нас в стране даже не ставятся.
К. Михайлов,
"Факт и компромат" № 17, 17.06.11.