Астраханское судостроение сегодня на подъеме. Прошлый год отрасль завершила с валовым объемом продукции более пяти миллиардов и ростом производства 126,7%.

Буквально недавно на одном из ведущих предприятий ОАО «АСПО» было завершено строительство стационарной буровой платформы для месторождения «Жданов» туркменского сектора Каспийского моря. Однако проблем у судостроителей тоже хватает. О том, что тормозит развитие отрасли, шла речь на заседании ассоциации судостроителей региона.

Заказов много, но мало

На собрании членов Ассоциации судостроителей Астраханской области председатель регионального правительства Константин Маркелов отметил, что в настоящее время судостроительная отрасль развивается достаточно активно, наши заводы участвуют в строительстве судов не только для российских нефтяных компаний, но и для Казахстана, Туркменистана. Например, несколько лет назад ОАО «ССЗ «Лотос» был на грани банкротства, а сейчас предприятие выходит в лидеры по объему работ.

Вице-губернатор подчеркнул, что есть хороший портфель заказов для многих корабелов. Однако он не позволяет загрузить все астраханские заводы на 100%. Одной из причин судостроители назвали тот факт, что в России нет ни одного банка первого класса с кредитным рейтингом категории «А» (все российские банки начинаются с «ВА»). Это осложняет финансовые операции, например, с иранскими предприятиями. Даже туркменские предприятия требуют гарантий и обеспечения первоклассного банка.

Судоремонтники теряют клиентов

Если судостроители ощущают значительную поддержку со стороны государства, то судоремонтники имеют к нему ряд претензий. Одной из основных проблем являются пограничные процедуры, из-за которых предприятия теряют заказы. Столкнувшись с осложненными процедурами оформления, иностранные грузо-перевозчики, которым необходим ремонт, уходят в соседние государства. Их не привлекает даже более низкая стоимость ремонта в Астрахани. Например, в Баку стоимость ремонта судна превышает астраханские расценки в среднем на 40%. Но простой, связанный со сбором документов и всевозможных разрешений в России, обходится иностранцам гораздо дороже.

«Наше предприятие в течение семи лет сталкивается с вопросами прохождения таможни и пограничного контроля. В последнее время больших задержек при прохождении таможни нет, а вот пограничниками суда задерживаются от 30 до 35 дней. В других странах оформление идет быстрее: когда судно приходит на ремонт, процедура оформления проводится чуть ли не в считанные часы (например, в Турции, Швеции). У нас же судно, даже без экипажа, вынуждено стоять на рейде несколько дней в ожидании подписи занятого начальника пограничной службы», — констатирует исполнительный директор ООО «Галактика» Александр Лупооков.

В законе возможно исключение

Представители заводов сетуют, что их заказчики испытывают неудобства при прохождении границы из-за отсутствия соглашений с Российской Федерацией. Так, паспорт российского моряка является универсальным документом, а такой же паспорт туркменского моряка нашими пограничными службами признается недействительным. Поэтому туркменским морякам до двух недель надо ждать оформления визы. К тому же внутренние воды закрыты для иностранных судов.

В свою очередь представитель пограничного управления ФСБ России по Республике Калмыкия и Астраханской области Сергей Чернышов заметил, что от региональных пограничников такие вопросы не зависят, необходимо обращаться к их федеральным коллегам. Руководство региона видит решение проблемы в том, чтобы сделать исключение иностранным судам, идущим на ремонт в астраханские предприятия, и разрешить им под своими флагами (четырех прикаспийских государств) заходить в водные артерии региона. Тем более что более 100 км Волги все равно являются зоной ответственности морского торгового порта. С этим вопросом губернатор Александр Жилкин будет выходить на президента Владимира Путина.

Выпуск кадров без «свадебных генералов»

Серьезной проблемой для судостроителей Астраханской области являются кадры. Предприятия набирают специалистов из других регионов и государств, объясняя это тем, что наши выпускники не имеют опыта. С другой стороны, наблюдается отток местных кадров в другие регионы из-за сезонности: работа есть только тогда, когда есть заказы. В этой связи руководители астраханских предприятий предложили переучивать мастеров судостроения на мастеров гражданского строительства, чтобы снизить безработицу и избежать оттока кадров.

В советское время профтехучилища были неразрывно связаны с заводами и фабриками, сейчас традицию «симбиоза» необходимо вернуть во что бы то ни стало. И министерство образования и науки области обозначило четкую позицию — в экзаменационные комиссии должны входить специалисты судоремонтных и судостроительных заводов. «Нам нужно реальное их участие в образовательном процессе, а не в роли «свадебных генералов», — комментирует министр образования и науки Астраханской области Виталий Гутман.

Предприятия должны направлять запросы на подготовку тех или иных специалистов, и первые шаги уже делаются. «Благодаря вхождению в Ассоциацию я решил большую проблему — прохождения нашими учащимися практики на площадках предприятий. Есть даже ходатайства с заводов о предоставлении им слесарей 4 разряда с гарантией их трудоустройства», — говорит директор ОГОУ НПО «Профессиональное училище № 3» Владимир Горохов.

Анна Логинова,

"Горожанин" № 47, 28.11.2012 г.