Интервью бывают по взаимной договоренности, а бывают и насильно данные, когда вас берут в плен и допрашивают в комнате пыток. Но случаются интервью экспромтом. Так произошло на этот раз.
Солнечным, весьма морозным февральским днем мне навстречу шел постоянный автор еженедельника «Факт и компромат». Мы сходились как дуэлянты, поскрипывая снегом. У меня снег поскрипывал под подошвами теплых ботинок, а у Николая Иванова он поскрипывал под шлепками, надетыми на босые ноги, лишь наполовину прикрытыми летними шортами.
«ФАКТ И КОМПРОМАТ»: Здравствуйте, Николай Васильевич.
НИКОЛАЙ ИВАНОВ: Здравствуйте.
«ФАКТ»: Закаляетесь?
Н.ИВАНОВ: Закалка – это всего лишь побочный продукт. Основа – возвращение к истокам. Человек, слишком увлеченный играми интеллекта и плодами цивилизации, довольно быстро деградирует физически, а затем и духовно. Сытая и комфортабельная жизнь заставляет жертву этой жизни издавать восторженное «хрю-хрю!». Человек должен не терять связь с первобытной жизнью наших далёких предков, едва прикрытых шкурами. Надо бросать вызов голоду и холоду, надо давать телу хорошую физическую нагрузку.
Пусть запах предсмертен
у роз
И жизнь -
безответный вопрос,
А нам все равно горя мало.
Мы - дети,
нас любит Христос.
«ФАКТ»: Возврат к первобытному помогает в творчестве?
Н.ИВАНОВ: Очень. Когда идёшь сквозь мороз или сквозь летнее пекло, инстинктивно абстрагируешься от окружающего, представляя себя коконом, который каким-то чудом способен вышагивать, не натыкаясь на прохожих и столбы. Войдя в это состояние, невольно начинаешь фантазировать или сочинять…
Мир велик.
Он мною не исхожен.
Мир вокруг, а я хочу понять:
Почему извозчик
с пьяной рожей
Бьет кнутом
красивого коня?
А вообще, человеку только кажется, что он проживает свою жизнь. Он спит и видит сон. В какой-то момент он понимает, что спит и просыпается, и начинает существовать в реальной жизни, но потом вновь с досадой понимает, что спит и видит сон о самом себе. В конце концов, человек видит сон, что он умирает. Он с облегчением приходит к выводу, что все эти сны закончились, но он снова ошибается, - это всего лишь продолжение бесконечного сна. Кстати, понимание того, что всё происходящее вокруг – сон, весьма облегчает жизнь. Ведь глупо особо расстраиваться, переживая очередной сон с трагическими последствиями...
«ФАКТ»: Скоро выборы. Как относитесь вы к этому сну? Вы будете участвовать в выборах?
Н.ИВАНОВ: С большим бы удовольствием поучаствовал, но не имею права избирать и быть избранным. Я – апатрид. Это тоже сон. До того был сон про обыск в моей квартире, где искали запрещенную литературу. Моей реакцией на этот сон был выход из гражданства России. Кстати, самым сильным ударом это было для меня самого. Ведь я - патриот России. Я болею за россиян-спортсменов, я радуюсь позитивным изменениям в России после ельцинского пьяного раздрая. Мне не хочется, чтобы к власти в России пришел новый «защитник» народный, готовый «лечь на рельсы»… Порой мне кажется, что скоро я буду участвовать во сне, где снова стану гражданином России, и тогда обязательно буду голосовать на всех выборах.
«ФАКТ»: Если даже допустить, что реальной жизни нет, то кем вам приятнее быть во сне: богатым или бедным, господином или рабом?
Н.ИВАНОВ: Богатство и власть рождают в сознании страх потерять это богатство и власть. Страх отравляет жизнь даже во сне. Лучше быть бедным, но не нуждаться в необходимом. Хотя можно быть и богатым, и относиться спокойно к возможности потерять это богатство в любой момент.
Мы делимся так:
ты - бедняк, он - богач.
И нет в том причин
неудач и удач.
Ведь душу свою ты,
дружище, не продал,
Хоть черти кричат:
«Свою цену назначь!»
«ФАКТ»: По вашему мнению, богатство и власть достаются от сил зла?
Н.ИВАНОВ: Естественно. Ведь всякая власть – это, прежде всего, насилие. Когда даже самый маленький начальник отдаёт приказ – это уже насилие. А насилие – это зло. Грустно, что люди в большинстве своём бешено стремятся к власти.
Улитка свой домик
несет не спеша.
Слон важно прошел,
на ходу все круша.
Никто не захочет
побыть той улиткой,
Хоть домик хорош
и она хороша.
«ФАКТ»: Завершая интервью, обычно задают вопрос о планах на будущее. Есть ли у вас подобные планы?
Н.ИВАНОВ: Есть план – просто жить. Мне нравятся все времена года, мне по душе все часы этой жизни. Воздух Астрахани для меня чист и свеж всегда. Для меня Астрахань – не каспийская столица и не вторая Венеция, а город чудаков. Мы дальняя провинция. К нам по Волге стекает вся дурь, весь мусор России, а мы, астраханцы, сидим на берегу, рассматриваем этот мусор и дурь - и смеемся. На мой взгляд, ничего нельзя воспринимать серьёзно. Всегда надо быть оптимистом. Вот мой совет каждому россиянину:
Зажги свечу, - и станет посветлей.
Вина налей -
развеселится сердце,
И выпей, и опять налей,
Представь себя
французом или немцем.
А вот еще один мой план – закончить эту жизнь и начать новую – посмотреть новый сон.
Быть тяжело крылатым средь бескрылых.
Я в горе, но бескрылый
не поймёт.
Я улечу, а он -
он будет прыгать
Или билет возьмёт
на самолёт.
Мы распрощались и разошлись, как дуэлянты, расстрелявшие все патроны. Жизнь продолжается. Спите спокойно.
Влад Напалмов,
"Факт и компромат" № 5, 17.02.12.