В Астраханском драматическом театре новый художественный руководитель – Александр Огарёв. Сегодня астраханской публике представлен его первый спектакль, созданный на старейшей сцене России – премьера трагикомедии «Татуированная роза» Теннеси Уильямса. Этого события ждали артисты, зрители, чиновники, общественность, все, для кого драмтеатр не просто учреждение культуры, а знаковое место, которому 12 декабря исполнится 210 лет.
Накануне мы встретились с Александром Огарёвым, чтобы познакомиться с человеком, приезда которого в городе ждали целый год.
- Александр Анатольевич, какие моменты стали основополагающими в принятии вами решения возглавить Астраханский драматический театр?
- До своего приезда в июле я никогда не был в Астрахани. Ещё до моего приезда меня подкупило отношение министерства культуры своей неформальной заинтересованностью. Они изучили то, что я делал, и проявили настойчивый интерес к моей работе. Потом мне понравился сам город. Я думал, что здесь настоящее пекло, ведь я не очень люблю жару. Но, когда я приехал, погода была весьма терпимая. Сухой климат позволяет перенести зной.
Ещё мне очень понравился сам театр – старинный, красивый, уютный. Но самое главное, это люди. Я сразу увидел, что они хотят работать, что это не некое равнодушное сообщество людей, а живой коллектив. Есть такие театры, где творческая жизнь давно прекратилась: работающие там пользуются положением в своих собственных целях, а театр представляет периферийный интерес. В нашем театре все, с кем я общался, не только актёры, но и представители цехов – это, прежде всего неравнодушные люди.
- Наверняка вы ехали в Астрахань, уже имея какое-то представление о нашем театре? Надолго ли вы к нам? Или такие вещи нельзя планировать?
- Перед своим приездом сюда я побеседовал с Игорем Лысовым, с которым мы однокурсники. Он посветил меня в некоторые нюансы, рассказал о «подводных рифах», которые есть в любом театре. Но такие моменты в театральной среде – это абсолютно нормальное явление.
Планировать ничего нельзя. Я два года руководил Краснодарским академическим театром драмы, три года Томским областным театром, потом четыре года являлся художественным руководителем творческой лаборатории ЛЕС (Лаборатория Ежедневного Самосгорания). По моему опыту необходимо порядка пяти лет, чтобы создать команду. А потом начинаются не совсем творческие процессы. Я поддерживаю сменяемость художественного руководства. Это абсолютно нормальная ситуация, чтобы не уставать друг от друга и искать другие формы. В московском театре «Школа драматического искусства» я работал с перерывами на творческие путешествия в другие места с 1988 года. Там был мой якорь, и все эти годы лежала моя трудовая книжка. Сейчас я окончательно перевернул эту страницу моей жизни: теперь я служу в Астраханском драматическом театре, и буду идти новым путём.
Когда я поступал в ГИТИС, то попал на курс Анатолия Васильева, о котором я тогда ничего не знал. Но впоследствии Васильев перевернул мои представления о театре. Человек планетарного масштаба поменял моё мировоззрение. Я стал буквально вгрызаться во все тонкости профессии, которых очень много, их миллионы. И каждую из них нужно освоить и пропустить через себя.
- Скажите, а почему для своей первой премьеры в Астрахани вы выбрали Теннеси Уильямса? В своём творчестве вы не раз обращались к произведениям этого выдающегося американского драматурга, вам близок его психологизм?
- Теннеси Уильямс пишет на сложные темы, но, несмотря на трагичность, в его произведениях есть поэтический свет, который делает эти вещи не безысходными. Это своеобразное путешествие внутрь души. Открывая нам человеческие тайники, автор вызывает в нас сострадание, рождая чувство эмпатии. Его произведения всегда о чувствах. Мне показалось, когда я приехал в Астрахань, что именно «Татуированная роза» очень созвучна астраханскому темпераменту, его южности. Так, реплика одной из героинь Ассунты: «В воздухе какая-то тревога, ветра нет, но всё в движении», очень ложится на местный менталитет. Эта пьеса о людях очень тонкого душевного состава и о путешествии по чувствам, влюблённостям, тревогам, о погружённости в безысходность и о выходе к свету. Такие вещи и составляют лабиринт Уильямса, который затягивает. Несмотря на простую сюжетную линию этой пьесы, там очень интересные внутренние ходы – это как путешествие по цветовым нюансам полотен импрессионистов.
- Что вы можете сказать о репертуаре театра вообще?
- Он имеет определённую театральную философию, но мне кажется, что эта концепция несколько устарела. Техника, которой пользуются актёры, немного старомодна, корнями уходящая в эстетику прошлого века. Но всё искупает желание труппы работать. Я не видел здесь людей с потухшими глазами. Астраханские актёры никогда не опаздывают на репетиции, чего не скажешь о столичных актёрах.
Сейчас театр выиграл грант на постановку спектакля «Братья Карамазовы», который мы планируем выпустить в апреле будущего года. Из 203 претендентов со всей России, наша заявка вошла в пятнадцать лучших, получивших финансирование на новую постановку. В наше время гранты от государства – это большое подспорье для плодотворного творчества.
- Театр выпускает ещё одну премьеру, приуроченную к Новому году – вашу постановку «Малыш и Карлсон». Почему вы выбрали именно это произведение?
- Мне показалось, что сюжет этой сказки созвучен новогоднему настроению. Персонаж Астрид Линдгрен в моём понимании, это ангел, который прилетел к личности раннего возраста, несогласной с некоторыми штампами взрослого мира. Дети протестуют против порядков старших и им нужен свой ангел, чтобы они не были одинокими в своём естественном протесте периода взросления.
- Планируете ли вы открывать в нашем драмтеатре творческие лаборатории и проводить театральные опыты?
- Недавно мы провели читку современной пьесы и намерены в дальнейшем проводить подобные форматы. Если будут средства на создание лаборатории, куда можно было приглашать других режиссёров – это было бы очень хорошо. Такие проекты очень оживляют жизнь театра. Сейчас очень много интересных пьес. На данный момент я состою в жюри двух драматургических конкурсов, один называется «Исходное событие – XXI век», а второй – коротких пьес «Stories». Если бы была возможность, знакомить с современной драматургией астраханцев, это было бы здорово.
- Как вы относитесь к комедийному жанру? И насколько сейчас работают в современном театре актёрские амплуа?
- Я считаю, наша премьера «Татуированная роза» достаточно праздничная вещь, она заканчивается оптимистично, хотя это, конечно, мелодрама. А комедия – это жанр, требующий от актёра определённой подготовки, если не иметь намерений просто повеселить публику, а действительно получить творческое удовольствие. Актёр, умеющий нести тему, ценится больше, чем профессионал, изображающий узкий сектор эмоций, будто он краска, а не живой человек. Привязанность к определённому актёрскому амплуа отмирает. Хотя сам человеческий тип, его обаяние, менталитет предполагают некоторые актёрские склонности. У кого-то более лёгкая натура – ему идут искристые вещи, кто-то склонен к трагизму и погружению. В этом смысле оттенки остаются. Но, прежде всего, нужно оставаться личностью.
- Появились ли у вас в Астрахани любимые места?
- Мы часто с женой гуляем по улице Советская. Я очень полюбил это место, она теплая, душевная и ухоженная. Мне необходимо каждый день пройтись до кремля. А так, мы обошли весь город и даже посетили Камызяк.
- Какие мероприятия готовятся к юбилею театра?
- К этому событию снят фильм об истории театра. Мы тоже планировали делать капустники, но встали перед выбором – выпускать премьеру или посвятить себя юбилею. Но решили, что в нынешней непростой ситуации устраивать торжества будет не совсем правильно. Пусть настоящим праздником станет наша премьера. 12 декабря, мы будем говорить о 210-летии нашего театра. И надеемся, что в этот день к нам придёт губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин, а также многие друзья театра, которые поддержат нас своим приходом. Конечно, праздничная атмосфера будет создана, но каких-то масштабных торжеств мы не предполагаем.
Александр Огарёв показал нам почти завершённое полотно главного художника театра Марата Джамалетдинова, которое тот готовил со дня открытия сезона. В нём зашифрованы главные слова, предложенные зрителями.
В эти премьерные дни в любимом не одним поколением театре будет царить праздничная атмосфера. И хочется надеяться, что долгожданная премьера станет новым откровением и большим культурным событием в жизни Астрахани и не только.
AST-NEWS.ru поздравил Астраханский драматический театр с юбилеем и передал художественному руководителю и главному режиссёру, заслуженному артисту РФ Александру Огарёву личную библиотеку старейшего актёра театра, заслуженного артиста России Николая Владимировича Четвергова.
Так сохраняется театральная преемственность, славная история театра продолжается его замечательным настоящим. Очень радостно осознавать, что сейчас в театре начинается новая эпоха, но при этом воздаётся дань замечательным традициям места, ставшим особенным для культурного наследия Астрахани.
Интервью подготовила Екатерина Некрасова.