«Факт и компромат»: Когда вы приняли дела на своей должности, в каком они были состоянии. Что было до вашего прихода с молодёжной политикой в Астраханской области?

Максим Резаков: Назначение на должность состоялось в конце 2005 г. Тогда же было принято решение о создании агентства по делам молодежи. Пока были приняты необходимые документы и т.п., наступил 2006 г. Так что правильнее будет - январь 2006 г. Относительно дел, то принимать особо было нечего. На тот момент уже больше года, как прекратил свое существование Комитет по делам семьи, детства и молодежи, и вопросы реализации молодежной политики относились к ведению Минобразования (точнее к одному из его департаментов). Соответственно, в этот период немного сместились акценты и приоритеты.

Молодежная политика, и до этого момента, часто воспринималась, как нечто эфемерное и несерьезное, а с потерей поддержки со стороны государства, число людей, имеющих подобное мнение, увеличилось на порядок. Этим не могли не воспользоваться и стали закрываться подростковые клубы, урезаться и без того мизерные бюджеты на содержание организаций, занимающихся молодежной политикой. В этот период основным функционалом органов по делам молодежи была организация развлекательных мероприятий для молодежи. В этот период основным принципом ГМП стало - вы нам дайте денег, мы распределим их между теми молодыми людьми, которым они нужны больше всего. Вот у нас есть молодой человек, он ничего не хочет делать, давайте мы ему поможем. Это неправильно. Нам кажется, что молодые люди вполне дееспособны и самостоятельны, если речь не идет, конечно, о подростках, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Необходимо создавать определенное пространство для самореализации и постараться донести соответствующую информацию. А если их не интересует это, никакая программа не интересует, и если человек хочет лежать на кровати и ничего не делать – это его право. Заставлять его подниматься не надо.

«Факт»: Можете ли вы назвать те молодёжные организации, которые функционировали и функционируют в области последние двадцать лет. Знаете ли вы их точное количество и то, во сколько они обошлись бюджету области?

М. Резаков: Пик создания проправительственных молодежных организаций пришелся как раз на тот период, когда именно я являюсь руководителем агентства. И могу сказать, что они создавались не за счет областного бюджета и средства получали на тех же основаниях, что и другие общественные организации и только на реализацию конкретного государственного заказа. То есть в данном случае они работают в роли обычных коммерческих структур, даже дешевле, поскольку не закладывают в стоимость своей работы прибыль. У нас есть и реестр работающих молодежных организаций, и реестр существующих только на бумаге. Наиболее "древние" - это Российский Союз Молодежи, Ассоциация детских и молодежных общественных объединений, областная патриотическая организация с очень длинным названием под руководством своего бессменного лидера Даирова А.А, АРОО "КВН", АРОО "ИГРА", Ривмар, центр "Доверие", остальные создались в последние 3-4 года, либо давно не ведут активный образ жизни. Помимо зарегистрированных НКО у нас в регионе всегда были и незарегистрированные молодежные организации, объединившиеся для реализации какой-нибудь конкретной задачи.

«Факт»: Дайте, пожалуйста, определение понятию молодёжь с административно-управленческой точки зрения (что наше государство считает под словом молодёжь)?

М. Резаков: Под молодежью государство считает возрастную группу от 14 до 30 лет, а под государственной молодежной политикой - систему формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности. Соответственно государственная молодежная политика ориентирована преимущественно на граждан Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет, в том числе на молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также на молодые семьи.

«Факт»: Молодёжь – это всегда множество неразрешённых задач. Остановимся на главных. Первая: молодёжь и жилищная политика. Как обстоят дела с этим в Астраханской области, и что было сделано за последние годы в этом направлении?

М. Резаков: С 2005 года у нас в области начала свою работу подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей". За это время на ее реализацию из бюджета выделено порядка 500 млн. рублей и чуть больше 2000 молодых семей смогли улучшить свои жилищные условия. Это очень неплохие показатели по сравнению с другими жилищными программами, более того в 2007 году мы были на первом месте по ЮФО. Реализация программы шла, да и идет довольно тяжело, это и несовершенство нормативно-правовой базы, и сложности с постановкой на учет, сложно шло выстраивание совместной работы со всеми участниками этого процесса, рост цен на вторичном рынке и многое другое. На настоящий момент приоритет при реализации программы мы отдаем строительству малоэтажного жилья в первую очередь в сельских районах. На наш взгляд, на следующий год необходимо менять механизм реализации программы. Начиная с 2010 года ее эффективность будет неуклонно снижаться, очередь будет расти, а число семей, получающих государственную поддержку, останется неизменным. И в итоге мы придём к той же ситуации, которую имеем с теми очередями на жилье, которые существуют в рамках иных программ. Одним из путей решения этой проблемы может стать выделение целевых земельных участков в районах области, например, из числа неиспользуемых федеральных земель, и подвод к ним коммуникаций за счет тех средств, которые выделяются на субсидии для молодых семей. Это, конечно, не самый идеальный вариант, но другого пока нет. Кстати, таким образом можно решить и проблему села. Естественно это проблема не только нашего региона, сейчас над этим вопросом активно работаем с коллегами из других регионов.

«Факт»: Вторая задача: молодёжь и образование. Система профессионального образования, какой она была в СССР, сейчас полностью развалена. Что создано взамен? Ваше личное мнение по этому поводу. Какие специальности будут востребованы в области в ближайшие 10-20 лет? Какие меры принимает администрация области, чтобы покрыть потребность в данных специалистах?

М. Резаков: Я не считаю систему профессионального образования, которая была построена в СССР, идеальной и тем более уверен, что нельзя развалить по настоящему востребованный и хороший продукт, значит, в первую очередь, были какие-то проблемы внутри системы. Система профессионального образования не была направлена на инновационные подходы в экономике, на изобретательство, направленное на результат. Кто-то из чиновников, говоря о наших изобретателях, привел пример Левши, который блоху подковал, молодец, мастер, а зачем она же больше не прыгает? Испортил продукт. В этом и заключается проблема образования как тогда, так и теперь. В наше время она еще и усугубилась проблемой огромного количества высших профессиональных учебных заведений и не всегда адекватным выбором профессий. Если город с населением в 500 тысяч готовит 2000 юристов в год, молодые люди должны понимать: им негде будет работать по специальности. Если институт биотехнологий вдруг почему-то начнет выдавать дипломы экономистов или специалистов по рекламе, также и технический институт, который готовит учителей истории, мы будем информировать: да, все это хорошо и востребовано, но есть специальные учебные заведения, чей авторитет и уровень подготовки выше. По поводу востребованных специальностей можно посмотреть специальную литературы или сходить в агентство по занятости на консультацию, мы уделим особое внимание профориентационной работе с выпускниками школ и ССУЗов с сентября месяца. Но главным все равно останется то, что востребованы в первую очередь будут специалисты и профессионалы своего дела с желанием работать. В том числе и юристы, и экономисты, так как существующая система профессионального образования дает в основном только базисные знания, на которые при желании можно наложить практически любой опыт.

По поводу кадровой политики Администрации области, в настоящее время сформирован госзаказ на соответствующих специалистов, и меняется система подготовки специалистов. Представители работодателей подключаются к программам обучения кадров и многое другое. Важный момент, которому мы уделяем особое внимание, это самозанятость выпускников, открытие собственного дела, в первую очередь молодежью. До тех пор пока мы не увеличим долю малого бизнеса в регионе хотя бы до 30%, не стоит говорить и о развитии, в том числе и молодежной политике. Почему именно молодежь, потому что в этом возрасте легче пойти на риск, связанный с открытием собственного дела.

«Факт»: Согласны ли вы с тем, что основная нравственная педагогическая задача лежит на семье, на обществе, и социум также играет огромную роль особенно в этом возрасте. Согласитесь, что в данное время какие бы СМИ мы не посмотрели, очень трудно найти позитивные модели «делать жизнь свою с кого». В связи с этим хотелось бы узнать также, что делается для тех, кто собирается делать жизнь свою с товарища Дзержинского? Особенно актуально про товарища Дзержинского.

М. Резаков: Вы знаете, как-то товарищ Якеменко сказал, что блестяще работают в этом вопросе американцы. Как они делают? Сначала наш российский бизнесмен строит кинотеатр на свои деньги. Потом другой бизнесмен закупает ленту, потом мы с вами платим по 150 рублей, садимся в кресло, и здесь нам рассказывают, как нужно жить. Причем рассказывают они. Вот это высший пилотаж. Нам нужно сделать так, чтобы при содействии органов по делам молодежи целый ряд продуктов становился модным. Предположим, что модным станет туризм. Вот очень важная задача. Что это означает? Это означает, что молодой человек с детских лет будет привыкать таким образом проводить свой отдых. А значит, он поедет не в Турцию, он поедет не в Париж, он поедет на Байкал. Он поедет в Карелию. Он будет дальше всю свою жизнь вкладывать деньги в экономику нашей страны. Но для этого надо туризм сделать модным. Надо сделать модным отечественные продукты. Нужно заботиться о том, чтобы покупали нашу одежду. Вот здесь нам нужно работать. То есть фактически нам надо сделать тот же самый патриотизм, то, что нам представляется правильным, модным, востребованным у молодых людей. Когда они начнут всерьез интересоваться туризмом, он станет модным. Когда они будут смотреть фильм отечественного производства. Когда они будут покупать одежду наших дизайнеров и.т.д. Именно информационной политике мы и планируем посвятить большую часть нашей работы в текущем году, сейчас мы практически закончили создание соответствующей инфраструктуры и сразу после Дня молодежи приступим к активной фазе работы. Именно в этом направлении у нас образовался наиболее большой провал при реализации молодежной политики, именно в информационном обеспечении в первую очередь студенческой молодежи.

«Факт»: Как прошёл весенний призыв по новому законодательству в области. Сколько человек призвано на срочную военную службу в области в этом году, сколько уклонилось. Какие у вас планы по формированию программы патриотического воспитания молодёжи, а также какое ваше мнение по поводу того, что огромное количество молодых люде сейчас не может быть призвано на военную службу либо по состоянию здоровья, либо потому, что они не отвечают физическим требованиям вооруженных сил. Вам не кажется, что уже давно что-то «протухло»?

М. Резаков: По этому вопросу отвечу довольно коротко. Раньше у нас была программа военно-патриотического воспитания, а теперь гражданско-патриотического. И в определенный момент произошла подмена понятия гражданин, по этому вопросу довольно много пишет профессор РАГС, господин Лутовинов, один из главных теоретиков системы патриотического воспитания нашей страны. Будет интересно, посмотрите, его статьи лежат в сети в свободном доступе. По поводу физического состояния современной молодежи, не так давно родилась замечательная идея, думаем предложить ее совету ректоров, не секрет, что количество молодых людей, которое ходит на занятия в своих учебных заведениях, стремится к нулю. Есть простой способ возродить их интерес к этому предмету, надо предложить не бег вокруг стадиона, а занятие скалолазанием, фитнесом, то есть те виды спорта, за которые большое количество молодежи платит деньги в свободное от учебы время, и соответственно подавать занятия не как обязательную программу, а как возможность поработать в спортзале с профессиональным тренером. Я уверен, что уже через год количество молодых людей, пропускающих занятия физкультуры, упадет вдвое. А там недалеко и до возрождения стандарта ГТО. А по призыву он теперь круглогодичный, так что посмотрим в конце года.

«Факт»: Безусловно, само понятие молодость ассоциируется с активной общественной жизнью. Какие на ваш взгляд у молодых людей в Астраханской области на данный момент есть возможности для этого?

М. Резаков: В настоящий момент есть прекрасная возможность перейти из группы общественно-политической деятельности (и это тоже хорошо: эти люди агитируют остальных что-либо делать и производить) в группу людей, реализующих практические проекты. Агитаторов у нас много, а тех, кто способен предпринимать, создавать, творить – мало. Сейчас можно зайти на сайт «Года молодежи» www.godmol.ru и принять участие в одном из 6 проектов: национальный туризм, лидерство, толерантность, творчество, информационный поток и социальная работа, волонтерство. Это проекты Года Молодежи, в рамках которых каждый может максимально полно раскрыть свой потенциал, свой талант. Эти проекты направлены не только на решение конкретных проблем, но и на создание системы работы с талантливой молодежью. Каждый молодой человек сначала выбирает задачу, которая ему близка и понятна. Например, он хочет учиться управлять людьми, или открыть свой бизнес, или узнать свою страну, освоить социальные технологии, творчески реализоваться или сделать Астрахань привлекательной для всех, управлять информацией, изобретать. Необходимо зарегистрироваться, попасть в число лучших и попасть на Селигер, там он получит необходимую информацию: от инженерных задач и крупных корпораций до названий и адресов, а также гранты на развитие проектов. Для тех, кто не сможет принять участие в Селигере, мы постараемся организовать подобное на базе Астрахани. Кое-какие элементы мы представим на молодежном конвенте, который планируем провести в День молодежи. Уже там появится возможность принят участие в профессиональных семинарах и мастер-классах по журналистике, доп.образованию, построению карьеры. Увидеть, какие механизмы предлагаются молодежи в текущем году для успешной самореализации. Программы самозанятости, стажировок, проекты, предлагаемые к реализации вузами на базе собственных малых предприятий.

Астраханский областной общественно-политический еженедельник

«Факт и компромат»