О ситуации с соблюдением прав людей с ограниченными возможностями здоровья уделено немало внимания в докладе о деятельности астраханского омбудсмена Андрея Спицына за минувший год. Наиболее острые выдержки из документа представил AST-NEWS.ru.
«В ходе выездного приема Уполномоченного в Володарский район обратилась гражданка Л. с жалобой на бездействие органа местного самоуправления. С 2010 года она с членами семьи состоит на учёте нуждающихся в жилом помещении.
Её сын является ребенком-инвалидом и страдает заболеванием, включенным в перечень тяжелых форм хронических заболеваний. Поскольку в добровольном порядке орган местного самоуправления не поставил на внеочередной учет семью заявительницы, она обратилась в суд. Вступившим в законную силу решением Володарского райсуда от 2018 года, на администрацию Володарского района возложена обязанность предоставить сыну заявительницы по договору социального найма во внеочередном порядке, благоустроенное жилое помещение в посёлке Володарский. В этой связи, на принудительном исполнении в Володарском РОСП находится соответствующее исполнительное производство, которое так и не было окончено фактическим исполнением. Для того чтобы восстановить справедливость, Уполномоченным было оказано необходимое содействие в подготовке процессуальных документов для подачи Л. административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
На администрацию Володарского района была возложена обязанность выплатить Л. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 30 тысяч рублей и расходы по оплате госпошлины.
***
Значительная часть жилищного фонда, как муниципального, так и частного, не приспособлена для проживания инвалидов. Общее имущество многоквартирных домов порой невозможно приспособить с учетом всех потребностей инвалидов, а в собственном жилье инвалиды не могут попасть в ванную, туалет, или просто выйти на балкон. Данную проблему должно было исправить принятое постановление правительства РФ от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов», которое предусматривает обследование жилых помещений и общего имущества многоквартирных домов специально созданными комиссиями. В результате обследований должно выноситься решение о проведении мероприятий, направленных на обеспечение доступности жилого помещения инвалида или общего имущества дома.
В докладе о положении с правами человека за 2020 год, Уполномоченный отмечал, проведенный анализ работы деятельности муниципальных районов Астраханской области показал недостаточную реализацию вышеуказанного документа. В минувшем году аппаратом Уполномоченного мониторинг работы органов местного самоуправления в данном направлении был продолжен. По результатам обследований в план вносятся соответствующие мероприятия по приспособлению жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда. Исходя из плана работы комиссии областного центра, ежегодно в него вносятся изменения в части проведения работ по приспособлению жилья и общего имущества МКД – они откладываются. Таким образом, фактически мероприятия не выполняются. Остальные районы проинформировали, что обследования не проводились, соответственно, никакие решения не принимались. В основном они ссылаются на отсутствие заявлений граждан. Хотя, в федеральном постановлении указано, что должен быть составлен план мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.
Для того чтобы реализовать представленные муниципалитетам полномочия необходимо активнее взаимодействовать с обществами инвалидов, проводить разъяснительную работу с гражданами. Вероятно, что отсутствие обращений это следствие того, что жители просто не знают об имеющихся у них правах на комиссионное обследование жилья.
В ряде случаев, по результатам проведенных обследований муниципальными комиссиями, органами местного самоуправления принимались решения о покупке личного подъемного устройства, поскольку работы по приспособлению общего имущества могли бы повлечь значительное расходование бюджетных средств. В текущих условиях это тоже вариант решения проблемы, однако, законодательством он не предусмотрен. Как следует из выше обозначенного постановления правительства, отсутствие возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, является основанием для признания жилого помещения инвалида в установленном законодательством РФ порядке непригодным для проживания инвалида.
Исходя из поступивших сведений, на территории Астрахани только в 2018 году было принято одно такое решение. В 2020 и 2021 годах муниципальной комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, на территории Астрахани было принято 10 и 6 заключений об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества.
По сведениям органа местного самоуправления, инвалиды, имеющие заключения об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества с заявлениями о признании их малоимущими и признанием жилья непригодным для проживания в 2020-2021 годах не обращались.
Таким образом, вопрос реализации жилищных прав инвалидов, жилые помещения которых в установленном порядке признаны непригодными для проживания, остаётся нерешенным. Поскольку требование о признании гражданина «малоимущим» для постановки на жилищный учет не позволяет инвалиду встать на такой учет, даже если комиссия установит, что условия его проживания не соответствуют требованиям законодательства РФ.
На основании изложенного, Уполномоченный по правам человека полагает, что вариантом решения данного вопроса является внесение изменений в ЖК РФ, предусматривающих предоставление иного жилья инвалиду, в том числе взамен принадлежащему на праве собственности, в случае отсутствия возможности приспособления его жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором он проживает, с учетом его потребностей, без требования о постановке данной категории граждан на жилищный учет и признания малоимущим.
Кроме того, Уполномоченный считает, что главы муниципальных образований Астраханской области должны актуализировать планы мероприятий, проводить обследования жилых помещений и общего имущества, в домах, где проживают инвалиды – не только по заявлениям, и принимать решения в точном соответствии с требованиями федерального законодательства. Возможно, на региональном уровне требуется принять программу, предусматривающую оказание поддержки муниципальным органам власти на осуществление мероприятий, направленных на обеспечение условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах.
***
Вопрос о доступной среде для лиц с ограниченными возможностями здоровья и маломобильных граждан остаётся одним из приоритетных для Уполномоченного, который не первый год выражает свою озабоченность по данной проблематике. Лица данной категории зачастую не удовлетворены темпами формирования доступной среды для тех, кто в силу проблем, обусловленных возрастом, здоровьем, необходимостью ухода за маленькими детьми и другими обстоятельствами, нуждается в особом внимании. Уполномоченный убежден, что, как и в случае с транспортной реформой, нужно не только ставить вопрос о доступной среде, а кропотливо работать с представителями власти, давать рекомендации от общественных объединений по разумному, комфортному обустройству среды обитания, сделать её по-настоящему благоприятной для человека. Так в минувшем году Уполномоченный стал получать жалобы на доступность почтовых отделений и в этой связи аппаратом Уполномоченного проводился мониторинг обеспечения доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения в отделениях АО «Почта России».
В его рамках сотрудники аппарата Уполномоченного осуществляли выборочное посещение указанных отделений с целью их изучения на предмет соответствия требованиям приказа Минкомсвязи России от 22.09.2015 № 355. Всего посещено 12 отделений в Астрахани и одно в поселке Володарский. По результатам можно констатировать: ни одно из указанных почтовых отделений не отвечает в полной мере необходимым условиям доступности для инвалидов и маломобильных граждан. Прежде всего, следует отметить, что ни в одном почтовом отделении не исполняется требование о дублировании необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации. Отсутствуют специализированные мониторы и электронные табло, а также громкоговорители.
Данное обстоятельство фактически означает нарушение прав инвалидов по зрению и слуху. Также ни в одном из посещенных почтовых отделений нет нормальных условий для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного системы. В ряде случаев инвалиды-колясочники лишены возможности войти внутрь помещений почтовых отделений, поскольку нет пандусов, поручней и иных необходимых приспособлений, а также не могут самостоятельно передвигаться внутри, в том числе из-за недостаточной ширины дверных проемов. В нескольких отделениях отсутствуют кнопки вызова на входе или не функционируют вовсе.
Судить о том, насколько регулярно операторы почтовой связи обслуживают граждан с ограниченными возможностями здоровья на дому по их вызову затруднительно, так как ни в одном из отделений журнал «Временной регистрации заявок на обслуживание инвалидов по месту жительства» не ведутся с 2018 года. При этом, по признанию самих работников почтовых отделений, такие заявки имеются.
Читайте также:
ЖКХ, трудовые отношения, свалки: главное из доклада астраханского омбудсмена
Арестанты и «карательная психиатрия»: важное из доклада астраханского омбудсмена
Полиция и приставы: выдержки из доклада астраханского Уполномоченного по правам человека
Реновация по-астрахански. Омбудсмен – о ситуации с аварийным жильем
Продолжение следует