Небо над Астраханью вот уже почти три года украшено причудливыми узорами – следами от самолетов, летящих на большой высоте. Эти следы, называемые инверсионными, стали привычным зрелищем для жителей города. Многие местные жители охотно делятся фотографиями этих красивых полос в социальных сетях, наслаждаясь необычным видом.
Однако за этой красотой может скрываться проблема. Есть мнение, что эти инверсионные следы могут способствовать образованию новых озоновых дыр – о такой проблеме учёные рассуждали ещё в 1980-х годах.
Озоновая дыра: забытая угроза?
В начале 1980-х годов мир облетела новость о радикальном истончении озонового слоя над определёнными регионами Земли, включая Прикаспийскую низменность. Тогда многие были обеспокоены тем, что разрушение озонового слоя может привести к увеличению ультрафиолетового излучения, достигающего поверхности Земли, что, в свою очередь, увеличит риск развития рака кожи и других заболеваний.
Но почему именно самолёты могут угрожать озоновому слою? Всё дело в выбросах оксидов азота, которые образуются при сгорании авиационного топлива. Эти вещества способны разрушать молекулы озона, ослабляя защитный барьер атмосферы.
Авиация и её влияние на окружающую среду
Современные магистральные лайнеры потребляют огромное количество топлива – от 2 до 5 тонн в час. Если учесть, что каждый день над Астраханью пролетает множество самолётов, становится ясно, насколько велик объём выбросов вредных веществ в атмосферу.
Кроме разрушения озонового слоя, оксиды азота также могут оказывать негативное воздействие на здоровье людей, вызывая заболевания дыхательных путей.
Разрушение озонового слоя может привести к увеличению уровня радиации и, как следствие, росту онкологических заболеваний.
«Озоновая дыра» появляется в конце антарктической зимы — начале весны. В это время полярная область не освещается Солнцем, и в отсутствие ультрафиолетового облучения озон не образуется, а накопленный до этого разрушается (поскольку молекулы озона нестабильны). С приходом же Солнца количество озона снова выходит к нормальному уровню.