Ирина ЧЕРНУХИНА: О клубе ТРЗ
В стиле сталинского классицизма, с колонами, барельефом знамен на портике. В детстве это здание казалось мне дворцом. Заходя туда, сразу же представляла себя отпрыском королевской семьи, живущей в этих хоромах. Огромные окна, просторные залы, высокие потолки. В том возрасте фантазии с лихвой хватало, чтобы вообразить себя принцессой. С истинно королевским величием (как мне тогда казалось), выходила из зала со второго этажа на летнюю террасу. А оттуда спускалась по внушительной лестнице на открытую танцплощадку.

В мое советское детство парк ТРЗ (ныне «Дружба») и клуб ТРЗ были единым комплексом.

Ребятишки Жилгородка любили клуб, ведь здесь можно было получить множество интересностей. Предлагаю список некоторых из них по версии Иры-ребенка.

Кинозал. Вечером здесь показывали художественные фильмы. А утренние и дневные сеансы – для детей. Помню, как смотрела мультфильм «Русалочка». Не диснеевский вариант с хеппи-эндом. А советский, снятый по сказке Андерсена без вольных интерпретаций. Ох, как же ревела, когда героиня, так и не дождавшись взаимности принца и вожделенного поцелуя, превратилась в морскую пену. Да и не одна я. Многие девочки выходили из кинозала со слезами.

Библиотека. Книжный фонд был весьма богат. Фантастика, исторические книги, классика. Правда, домой разрешали брать далеко не все произведения. Особо ценные экземпляры приходилось «проглатывать» в читальном зале.

Секции, кружки и курсы. О, они были разнообразны. Бальные танцы, игра на фортепьяно и гитаре, хоровой и эстрадный вокал. И для детей, и для взрослых. Как-то мама решила, что дочери обязательно должны научиться шить. Самое что ни на есть девчачье занятие, без которого в будущем ну никак. Отправила нас с сестрой на курсы кройки и шитья. Первое задание – мужские семейные трусы. Моделью служил, естественно, папа. Правда, снять мерки позволил только супруге. Через некоторое время его гардероб пополнился двумя экземплярами криво-косо-странных авторских изделий. Мы безумно гордились стартапом. Настояли на примерке. Мама еле сдерживала смех, когда насупившийся папа устроил дефиле. В общем, на этом наше обучение на курсах завершилось. Hand made доказал отсутствие портняжных способностей.

Чердак. Мансарда в клубе внушительная. Но попасть туда было сравни шпионской операции. Сначала – на третий этаж, где в основном располагались кабинеты сотрудников. Ш-ш-ш, ведем себя тихо, прикидываемся мышками, не привлекаем внимание. На лестничной клетке – металлические перекладины вдоль стены, ведущие к люку на потолке. Его почему-то на замок не закрывали – только задвижка. Вот так мы и проникали в запретную для посетителей клуба зону. Собственно, особо ничего интересного там и не было. Чердак как чердак. Голубей много. Но его просторы почему-то манили нас. Может потому, что далеко не всегда удавалось преодолеть все препятствия и остаться при этом незамеченными.

По вечерам в зимнее время в большом зале проводились танцы (позже дискотеки). Но я их посещала редко. Предпочитала другие площадки. А днем в этом помещении репетировали танцевальные коллективы. Какое то время в одном из них занималась и я.

Перестройка изменила жизнь клуба. Астраханский тепловозо-ремонтный завод перешел на хозрасчет и вскоре избавился от непрофильного имущества. Клубное здание продали. Оно несколько раз меняло хозяев. Сейчас в нем располагаются торговые павильоны. От былого величия, увы, ничего не осталось. Завешенное рекламными растяжками, взятое в тиски разнокалиберными киосками, красотка-сталинка смотрится постно, уныло, жалко…

Ирина Чернухина, журналист