Искупаться и живым остаться
По официальным данным в этом году отдохнут и поправят своё здоровье во время каникул около 92 тысяч астраханских детей. Среди них 2500 ребят из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

За них можно не беспокоиться, все они будут находиться под контролем и строгим присмотром. С пользой для себя дети проведут отдых в 226 здравницах и лагерях различного профиля. А это, как известно, лагеря труда и отдыха: с дневным пребыванием, палаточные и другие. И везде, как заявляют организаторы, будет весело, интересно, познавательно.

Буквально через несколько дней после завершения учебного года началась первая смена. Чаще всего первая смена открывается в лагерях с дневным пребыванием на территории школьных заведений, а также при областном реабилитационном центре. Родители довольны. Ведь, как правило, больше всего ребят на этих оздоровительных площадках из семей с небольшим доходом. Здесь для них организовано хорошее питание, весёлый досуг, широкая спортивная программа. Кроме непосредственного участия в различных культурных мероприятиях дети периодически выезжают в бассейн, планетарий, посещают музеи, проводят экскурсии по историческим местам областного центра.

В общем, за ребят, отдыхающих в лагерях и на площадках с дневным пребыванием, беспокоиться нечего. Они укрепляют своё здоровье, найдут хороших друзей. И, конечно же, запомнят пребывание здесь надолго. Но это лишь самая малая часть учащихся, которая после учебного года провела свой отдых с пользой. Большая часть детворы после учебного года остаётся, если так можно сказать, неохваченной. А коль неохваченной – значит, оставшейся практически без присмотра родителей. Вот и бродят небольшими группами по улицам. Нередко в поисках приключений. А приключения бывают на каждом шагу.
Летом в жару мальчишек и девчонок как магнитом притягивает вода. А вода – это особый очаг опасности.
Астрахань в наличии водных объектов может похвастаться перед другими регионами. А вот обустройством пляжей, безопасных мест для купания похвастаться не может. Из года в год происходит одно и то же. Вместо трёх- четырёх обещанных пляжей открывают один-два. Да и то в середине лета. А ведь мы живём, если уж не по африканским температурным меркам, то близко к ним. Люди изнывают от жары, ищут прохладу, тянутся к воде. А вода закрыта от купания, потому что те, кому это положено было сделать по служебному положению, этого не сделали: не подготовили территорию, не обустроили, как положено. И получается, как в поговорке: око видит, да зуб неймёт…

И всегда находятся этому причины. В этом году, например, ссылались на большую воду. Долго, мол, не уходила. Потому не успели подготовиться. Теперь снова пляжи залило водой, потому что волгоградскому водохранилищу понадобилось осуществлять её сброс.

А народ не ждёт. Лезет в воду охладиться. Особенно не терпеливые мальчишки. Лезут в воду, где попало. К чему это может привести, не мне вам говорить. В этом году купальный сезон ещё не открылся, а скорбные вести приходили суть ли не из всех сельских районов.
Чаще всего дети приходят купаться одни, без взрослых. Вода пока ещё не ушла полностью, это очень опасно, потому что на дне могут оказаться различные предметы. Нырнул не в том месте и не вынырнул… Чаще всего так и происходит. А это непоправимое горе для родителей, для семьи…
Вспоминаю своё далёкое детство. Мы после школы пропадали на Волге. Это было самым весёлым и радостным местом для нас. Родители нас, естественно, не контролировали. Не до этого им было. Отцы погибли на фронте. Матери на работе пропадали с темна до темна. Потому все заботы о нас лежали на бабушках. Строгими они были, но справедливыми. Купаться в Волге они нам не разрешали до тех пор, пока не сойдёт вода после половодья. И мы беспрекословно подчинялись: нельзя – значит нельзя. Но мы находили выход. Купались в Ильмене, который был рядом с селом, он во время паводка заливался водой. Там было не глубоко. Никаких посторонних предметов в нём не было. А главное вода была тёплой. Своё первое купание мы, как правило, начинали 20 мая. Как раз в этот день начинались каникулы. Школа у нас была небольшая, начальная. Всего четыре класса. И первое купание было для нас своего рода прощанием со школой до следующего учебного года.

Весёлое было у нас в селе лето. Весёлыми были каникулы. В лагеря нас не отправляли. Поэтому мы развлекались, как могли. Городские мальчишки и девчонки, наверное, завидовали нам, сельским, а мы городским. Ведь городские мальчишки и девчонки могли отдыхать в пионерских лагерях, купаться на пляжах и в бассейнах, где за ними был строгий пригляд. В пионерские лагеря могли посылать и нас. Но мы всеми правдами и неправдами отказывались от них. Родители этому не препятствовали. Мало ли что могло там произойти вдалеке от дома. А около дома ничего с нами не могло произойти. И не происходило. Я не помню, чтобы кто-то из наших сверстников попадал в нелепые истории, а тем более тонул…

Лето подошло к апогею. Жара держится на отметках между 35 и 40 по Цельсию. Есть ли альтернатива искупаться у наших горожан и остаться в живых. Ведь хотим мы этого или не хотим, но большинству астраханцев приходится купаться там, где есть выход к Волге. Лучше бы, конечно, на пляже. Но это в общем-то начётисто. Да и где они пляжи? В полумиллионном городе их, как говорится, раз два – и обчёлся. Ещё начётистее, хотя и безопаснее, купаться в бассейнах. Их у нас не больше, чем в городе пляжей. Цены тут совсем злющие.

Борис Касаткин, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», №27 (737), 2017 г.