Сбрасывать, правда, пришлось с помощью того, кто всегда в крайних случаях берёт управление на себя и возвращает порядок там, где ещё вот только правил бал хаос.
Стерильный театр
Театр оперы и балета не был совсем уж законченным хаотичным местом, но разносторонне направленного движения там хватало с избытком.
Чего уж тут таить: солисты (не один, а целый выводок) встали на крыло и ушли в другие коллективы, перебрались в другие города. А чего им делать в Астрахани? Огромное здание работало так тихо и стерильно, что практически не вызывало внимания горожан — стоит себе и стоит, есть не просит. Так-то оно так, да средства, то есть бюджетные финансовые потоки, обильно омывали театральные кабинеты. Между бюджетом и театральными работниками был один человек. Теперь его в плане обсуждаемой темы там уже нет — убрали подальше.
Шило на мыло
Михаил Астанин долго тянул за лямку театральную музу, а она возьми и упорхни, унося с собой вдаль Михаила , всё дальше от сладкого руля. Всё, теперь у белоснежного театрального корабля старый новый кормчий — Валерий Воронин. Итак, на чьё же место он пришёл и надолго ли? Прежде всего, стоит поглубже присмотреться к личности самого Астанина, умудрившегося руководить театром два раза: сняли после ввода театра, потом пришлось вернуть.
Всё же иногда лучше менять обратно мыло на шило. Только вот шило наше оказалось каким-то устаревшим, не успевающим за быстрой ногой времени.
Репертуар прихрамывал, артисты, музыканты искали и находили лучшие места. Такое просто невозможно физически: новый театр, финансовая самостоятельность. Сиди себе да выбирай из осаждающих стены театра желающих попасть в труппу «самого» Астраханского театра оперы и, подумать только, балета!
И, кстати, стены возведены тоже не от лучшей жизни. Зато такой мощный забор и охрана, не допускающая на территорию всякий мелкий народец, способствовали делам тихим, спокойным, требующим к себе внимания и умения быстро вычислять в голове живые примеры многозначных цифр. Не мог он быть двигателем процесса другого характера — художественного. Здесь тоже всё не так просто, и подводные валуны представляют собой особый интерес, правда, столь личного свойства, что о валунах этих лучше пока ничего не говорить.
Всё новое - хорошо
Остановимся на организационных моментах. Все мы помним эти постановки под открытым небом. Недоделки встречались везде и всюду, то тут, то вот там: в труппе, оркестре, среди работников сцены - везде оказывался след неспешного старого коня, умудрившегося дважды испортить одну борозду. Одну, но зато какую!
Театр оперы и балета — это не просто красивое здание на въезде в центральную часть города (если ехать со стороны Трусово), это, уважаемые астраханцы, будущий символ и настоящее украшение города. Сегодня нам не дано оценить всю степень значимости этой архитектурной единицы для Астрахани.
Посмотрите на красивейшие постройки ушедших времён. Нравится? Когда их строили, недовольные голоса также раздавались отовсюду. И ушли мастера-строители, но остались в памяти, оставили себя в красоте. А злопыхатели, где они, кто они были? Об этом история умалчивает, она просто не вобрала в себя их.
На месте площади Ленина раньше вообще был стадион, и не было Ленина. В итоге Ильич застыл аккурат в центре бывшего футбольного поля на месте судьи в начале матча, в момент протокольных слов и сбрасывания монетки — кому достанется право первого касания. Вместо спортивно-массового комплекса, вместо культа спорта воздвигли культ вождя. Ильич стал абсолютным лидером — сохранил за собой площадь и ещё обустроил всё вокруг в любимом тоталитарно-бетонном стиле: площадь Ленина, напомню, «подарили» нам соотечественники из экс-Ленинграда.
“Астанинщина”
В самом Питере, между тем, относительно недавно в памятник Ленину заложили бомбу, и ему разворотило… тыл. Не любят В.И. Ленина в Питере. Пройдёт ещё немного времени, и Ильич уйдёт с площади, там вновь будет стадион и парк. Парк и стадион — это лучше, чем Ленин. Он, конечно, круче, но парки — лучше.
Так и вместо срубленных деревьев сажают новые саженцы. Через несколько лет город вновь нарастит зелёное покрывало и… театр останется. Просто нужно внимательно смотреть за происходящими изменениями, работой по благоустройству города благотворительных организаций. Театр, вне всякого на то сомнения, расцветёт в ближайшее время. И на, казалось бы, почти дотла выжженном “астанинщиной” пятачке культуры появится центр, которому суждено стать притяжением для артистов и музыкантов из других городов.
На это есть все основания. Во-первых, театр дотянул до лета на последнем дыхании. Всё, что могло оказаться на грани полного разрушения, оказалось именно у этой грани. То есть сегодня театр объективно будет брать низкий старт. И что бы не сделал новый, пусть пока и временно назначенный на эту должность, руководитель, всё это откликнется повышенным интересом к театру, труппе, самому руководителю.
Во-вторых, немаловажным основанием думать о театре в оптимистичных тонах даёт фактор личных качеств нового руководителя, человека удивительного таланта, совмещающего в себе художественную и организационную часть.
Воронин
Он — дирижёр, и этим сказано всё. При свергнутом руководстве ему не давали развернуться в полную мощь, но его внутренней энергии хватало для продавливания идеи театра сквозь толщу неэффективного, морально устаревшего менеджмента.
Подходы там были как в фильме «Приключения Шурика»: на стройке шалберники работали, угарали по-своему, радовались жизни. А работа - не волк, в лес не убежит. Ядерный реактор оркестра, заражающий театром буквально всех, с кем ему доводится общаться, взял руководство на себя. Не побоялся, не задумался, так как предвидел такой поворот событий: не может в театре твориться бардак на самом видном и слышном месте — слухи из театра распространяются со скоростью донесений с фронта: быстро, с пеной у рта, с округлёнными глазами.
Мавр сделал своё дело — испортил борозду — Мавра прогнали. Он должен был сам уйти, а не ушёл красиво «по собственному желанию». Именно оно довело театр до абсурдной трагикомедии, роли в коей распределили бедные зрители и несчастный коллектив. Поняв, что дальше будет только хуже, а к осени театр феерично повторит судьбу «Волгаря», волевым решением отстранили пусть и уважаемого человека.
Не можешь руководить театром? Уходи из театра. Не твоё это. А раз полюбил чужие денежки считать, то не поздно стать водителем маршрутного такси: одной рукой держать телефон, сообщать о засаде гаишников своему бывшему коллеге по театру, а второй рукой считать чужие деньги. Командовать труппой тоже будет как: пассажирам отдавать распоряжения: «присядьте, а то тама гаишники стоят».
В последнее время Астрахань очищается от тех, кто уже не мог. Ну, нельзя постольку сразу лопатой в амбар себе закидывать. Лопату ведь отберут, а молодая любовница не любит неудачников…
Тарас Сберкасов,
Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 23 (532), 21.06.2013 г.