Известный столичный историк, главный научный сотрудник Института российской истории РАН Вадим Трепавлов выступил на расширенном заседании национального совета Милли Шура Всемирного конгресса татар с лекцией «Тюркский мир Евразии: поиск исторических закономерностей».
Приводим фрагмент его выступления, посвящённый Астрахани.
“Принципиальным рубежом в повышении статуса русского монарха в глазах восточных и южных соседей, впоследствии подданных, стало подчинение Казанского и Астраханского ханств. Но на первое место по статусу я бы поставил Астрахань. В руках московских властей оказались бывшие ханские домены, включая, как это названо в дипломатической переписке, «царево место» — руины Сарая. Именно подчинение татарских государств Поволжья, а позднее и Сибири, трактовалось в России как начало Иваном IV царского достоинства. И, как писал в XVII веке дьяк-эмигрант Григорий Котошихин, «а преж сего в русской земле царей не бывало». И вселенскому патриарху в Стамбул русские направили просьбу о помазании Ивана IV на царство только после подчинения им Астрахани. А до того его царское венчание 1547 года никем за пределами России не признавалось, в том числе и высшими церковными православными иерархиями. Ну а само понятие «царь», видимо, справедливо расценивается некоторыми историками как демонстрация независимости по отношению к ханам. Хотя по своему происхождению на Руси оно, скорее всего, предвизантийское, хотя есть и другие версии. Появление именно русского царя можно связывать с послеордынской политической ситуацией, когда в составе России появилось и по мере расширения территории увеличивалось тюркское население. Как известно, для большинства тюркоязычных подданных в русском языке на протяжении по меньшей мере пяти столетий существовало общее понятие «татары»”.
С полным текстом выступления можно ознакомиться здесь.
AST-NEWS.ru
Приводим фрагмент его выступления, посвящённый Астрахани.
“Принципиальным рубежом в повышении статуса русского монарха в глазах восточных и южных соседей, впоследствии подданных, стало подчинение Казанского и Астраханского ханств. Но на первое место по статусу я бы поставил Астрахань. В руках московских властей оказались бывшие ханские домены, включая, как это названо в дипломатической переписке, «царево место» — руины Сарая. Именно подчинение татарских государств Поволжья, а позднее и Сибири, трактовалось в России как начало Иваном IV царского достоинства. И, как писал в XVII веке дьяк-эмигрант Григорий Котошихин, «а преж сего в русской земле царей не бывало». И вселенскому патриарху в Стамбул русские направили просьбу о помазании Ивана IV на царство только после подчинения им Астрахани. А до того его царское венчание 1547 года никем за пределами России не признавалось, в том числе и высшими церковными православными иерархиями. Ну а само понятие «царь», видимо, справедливо расценивается некоторыми историками как демонстрация независимости по отношению к ханам. Хотя по своему происхождению на Руси оно, скорее всего, предвизантийское, хотя есть и другие версии. Появление именно русского царя можно связывать с послеордынской политической ситуацией, когда в составе России появилось и по мере расширения территории увеличивалось тюркское население. Как известно, для большинства тюркоязычных подданных в русском языке на протяжении по меньшей мере пяти столетий существовало общее понятие «татары»”.
С полным текстом выступления можно ознакомиться здесь.
само слово говорит за себя.
Это означает по татарски высший арий по смыслу ( С- верх, а арь- всем понятно.)