История астраханских мостов

Независимо от того, какова была природа «городских водовместилищ» – естественная или искусственная (таково гидросооружение Варвациевский канал) – жители Астрахани «налаживали» с ними отношения, в том числе, посредством наведения мостов и их последующей эксплуатации. Что неизбежно порождало антропогенную и техногенную нагрузку на водные объекты. И если о такой нагрузке и ее негативном влиянии в наши дни можно достоверно судитьблагодаря ряду научных исследований, то для предшествующих эпох такого рода сведения весьма отрывочны.

Вплоть до конца XIX в. рукав Кутум был судоходным, по нему к воротам Белого города подходили мелкие и средние суда с товарами, вот почему базары располагались у берега, у городских ворот (Большие Исады, Агарянский и Пеньковый ряды у Спасских ворот, Овощной базар).

Ближайший от Стрелки (слияния Кутума с Волгой) мост по реке Кутум – Коммерческий. Кутум у Коммерческого моста был запружен лодками и рыбницами. Следующим после Коммерческого моста был мост Пешеходный, построенный в 1885 г. (до этого действовал лодочный перевоз).

Следующий мост, Сапожниковский, ранее назывался Спасским, так как в начале XIX в. на Кутуме была Спасская пристань (монастырская). В Думу неоднократно поступали заявления от городских санитарных врачей, где они описывали проблему распространения инфекции именно в районе мостов, ведь целая флотилия лодок с ещё большим населением в течение всей весны, лета и осени почти сплошь занимала устье Кутума по обе его стороны от Волги до Сапожниковского моста. Все отбросы, включая гниющую рыбу, это лодочное население бросало в Кутум. Почти такое же количество лодок постоянно помещалось на Кутуме у Красного моста в пределах Больших Исад и тоже загрязняло воду.

Загрязнение водных объектов города «с помощью» мостов происходило и еще по ряду причин: на мостах всегда велась бойкая торговля съестным, так что всё непроданное, все отходы неизбежно сбрасывались в воду; горожане любили, гуляя по мосту, бросать в реку шелуху от семечек и орехов – а учитывая массовость такого народного пристрастия, это создавало существенные источники загрязнения. По мостам передвигался гужевой транспорт, и отходы (конский навоз) также неизбежно поступали в водоемы.

Мосты не сразу стали частью единого коммуникационного ландшафта города, он в своей целостности формировался по мере их появления. Город Астрахань, как истинно водная цивилизация, не стал исключением. Вся его история – это борьба и компромиссы с водой, а создание мостов (даже целой городской «культуры мостов») стало неотъемлемой частью такого процесса.

В первую очередь, само расположение города и развитие его застройки на раннем этапе (вторая половина XVI – первая половина XVIII вв.) было полностью определено особенностями местной гидрографической сети. Один из ранних подробных планов города с окрестностями, выполненный в 1744 г. военным инженером Петром Кутузовым («План Астраханской крепости со облежащей далной ситуацыи»), показывает нам, что «Каспийская Венеция» ютится на «пятачке» освоенной суши у створа реки Волги и ее рукава Кутума. Волжские рукава Кутум, Болда (Балда) и Царев расщепляют левобережный массив суши на три части, вытянутые с востока на запад, где они обрываются в Волгу. На этих-то междуречьях и будет расти Астрахань, распространяясь от своего ядра – кремля и Белого города – на все четыре стороны.

Возникали мосты по вполне определенной закономерности: вблизи торговых площадей, которые, в свою очередь, появлялись по соседству с монастырями или крупными пристанями. Первые мосты в городской черте были «живыми», то есть, подвижными плавучими, когда несколько лодок сцепляли бортами, на них укладывали дощатый настил, а при необходимости для прохода судов часть такого моста просто отводили в сторону. Наплавные мосты могли быть и разводными; для пропуска судов одну часть моста (плот, плашкоут) отводили в сторону. На плане 1746 г. показан только один мост в городе – Красный через Кутум в районе Иоанно-Предтеченского монастыря и базара Большие Исады. Этот деревянный мост был именно «живым». Проезд через мост был платным.

По такому же принципу действовал и Живой (Плашкоутный) мост через Царев.

Плашкоутами называли плоты – секции моста. В 1766 г. живой мост на Кутуме обветшал, и в 1769 г. был построен мост на сваях, с подъёмными мостовыми звеньями, получивший название Красного. В своем усовершенствованном виде просуществовал до 1771 г., когда 24 мая в Астрахани разразился г. ходил трамвай №4, соединяя центр с окраинами. «великий шторм». Стоявшие в Кутуме суда и мост сильно потрепало. Впоследствии Красный мост неоднократно перестраивался, стал из деревянного бетонным, через него до 2007 г. ходил трамвай №4, соединяя центр с окраинами.

По плану реконструкции Астрахани 1769 г. через Кутум планировалось навести мост по нынешней ул. Коммунистической. На плане города 1801 г. уже такой мост видим – Сапожниковский через Кутум, а также деревянный через ерик Луковку в районе нынешнего Старого кладбища, и деревянный мост через Бакалду (этой протоки уже нет). Расположение их всех соответствовало названному условию: рядом с базаром или храмом.

Первыми мостами через Варвациевский канал стали Земляной (современный по ул. Дарвина) и Троицкий. Ведь население Армянской слободы, расположившейся по обоим берегам канала, нуждалось в свободном доступе к городским рынкам и храму Успения Божьей Матери.

На карте города 1820 г. указаны Адмиралтейский, Татарский (Адмиралтейский по ул. Бэра), Полицейский, Армянский (современный Мечниковский), Троицкий и Милионщиков (Ивановский). В 1820 г. по ерику Луковке шли мосты Луковский, Спасский, Бляблин, Парбучев, Царев и Перемычка.

Названия мостов менялись, как и названия улиц. Например, мост по ул. Кирова назывался с 1920 г. Братским, как и сама улица, мост по ул. Победы через Кутум был Луковским, поскольку построили его изначально на месте впадения в Кутум ерика Луковки. С 1866 по 1871 гг. обсуждались проекты постройки новых мостов на каменных устоях через Варвациевский канал и ремонта ветхих деревянных. Для защиты мостов от ледохода устои снабжали ледорезами, а для более продолжительного функционирования ферм моста их нужно было закрывать дополнительными досками, поскольку лодки при проходе под мостом отталкивались от него баграми и могли быстро исколоть и разрушить опоры.

Если сравнить два плана Астрахани – современный и 1901 г., – становится понятно, что количество мостов в центральной части города почти не изменилось, равно как и их названия, а вот на городских окраинах мостов прибавилось, поскольку город в ХХ веке разрастался в степь.

Итак, через Кутум в центральной части города переброшено 7 мостов: Коммерческий и Пешеходный, Сапожниковский и Воздвиженский, Красный и Ямгурчеевский. А мост Победы построили только в 1911–1912 г. Сегодня через Кутум перекинуто еще 4 моста: 3 автомобильных по ул.Главно-Продольной, ул. Магнитогорской, от ул. Студенческая к ул. Н. Островского и 1 железнодорожная эстакада (путепровод) к ул. Звёздная.

На Канале – от его слияния с Приволжским затоном (до 1920 г. – Адмиралтейским) располагались в 1901 г. мосты Земляной, Татарский, Пешеходный, Полицейский, Пешеходный, Армянский, Троицкий и Ивановский. Сегодня Армянский мост называется Земляной (по ул. Дарвина), Пешеходные – Мечниковский и Татарский по ул. Мусы Джалиля, Полицейский – Варвациевский (ул. Кирова). Всего 7 мостов.

Через Затон был переброшен Таможенный мост (по ул. Адмиралтейская), а сейчас прибавился Мост Дружбы России и Азербайджана, мосты по ул. Ярославской, Донецкой, 2 железнодорожных эстакады, мост у слияния Затона с Волгой.

На Цареве возведены постоянные автомобильные мосты по ул. Адмирала Нахимова и по Аэропортовскому шоссе. Есть мост по Фунтовскому шоссе. Через Волгу перекинут автомобильно-железнодорожный Старый мост и автомобильный Новый. Астраханский автодорожный мост или Новый мост сдан 29 декабря 1988 г., длина его – почти 4,5 км. Сегодня это один из самых длинных мостов Европы. Автомобильный и железнодорожные мосты переброшены через обе Болды, один автомобильный мост пересекает Прямую Болду по ул. Яблочкова. Построен автомобильный мост с ул. Латышева через две Болды и остров Обливной, позволивший разгрузить улицу Яблочкова.

7 автомобильных и пешеходных мостов позволяют пересекать ерик Казачий (автомобильные – по ул. Латвийской и Рыбинской). 8 автомобильных и пешеходных и 1 железнодорожная эстакада переброшены через ерик Солянка на Трусовской стороне.

Пешеходный мост Влюбленных через Кутум – непременный пункт городского свадебного маршрута, украшенный соответствующей символикой. Другое «лучшее чувство» – дружбу – символизирует открытый в 2012 г. Мост Дружбы России и Азербайджана через Приволжский Затон. Этот пешеходный мост – единственный в городе оборудован фонтаном, встроенным в его конструкцию. Красный мост – по-прежнему часть базара Большие Исады, на нем идет бойкая уличная торговля. Железнодорожный мост через Болду и остров Обливной – это история нашей железной дороги. Построенный в 1909 г., он уже тогда был разводным. Нынешний мост – трансформированный: его возвели мостоотряды №83 и 98 в 1990 г. Один его пролет подъемный – для пропуска крупных судов.

Названия отражают первоначальные функции или особенности мостов. Коммерческий на Стрелке Волги и Кутума связывал портовую Пароходную улицу, занятую пристанями и конторами пароходных предприятий, с Биржей и набережной Волги, где шла оптовая торговля рыбой. Сапожниковский соединял улицу Рождественскую и Сапожниковскую, в самом начале которой на берегу стоял грандиозный дом купцов Сапожниковых, богатейших коммерсантов и меценатов. Теперь всё это – единая Коммунистическая улица. Мост по ул. Калинина назван Воздвиженским, потому что вел к Крестовоздвиженской церкви. Ямгурчеевский мост вел некогда к Ямгурчееву городку или слободе, расположенной, соответственно, на Ямгурчеевом (Ямгурчеевском) бугре. На плане города 1801 г. моста через Кутум, размещенного в створе улицы Бабушкина (бывшей Католической), еще нет. На плане 1901 г. он не изображен, но упомянут в легенде карты как Ямгурчеевский мост. И лишь на плане Астрахани 1925 г. мост впервые появляется. В первой половине XVII в. вокруг русской Астрахани размещалось несколько татарских селений, среди которых – «Нагайский надолбный кутумовский острог» (он же – Ямгурчеев городок). Ямгурчеев (Ямгурчев, Огурчеев) бугор фигурировал и в событиях восстания Степана Разина. В конце XVIII в. Георг Гмелин упомянул среди слобод «по ту сторону Кутума» и Емгурчееву слободу, которая тянется по берегу Кутума. Сегодня и мост, и бывшая слобода относятся к Советскому району, и являются одними из старейшим из заселенных мест города.

Р.А. Таркова, Н.С. Шуваев, Е.А. Колчин, «Астраханский краеведческий вестник»

© Астраханское отделение РГО

© Издатель: Сорокин Роман Васильевич

Публикуется с сокращениями