С давних времён в России существовали места, куда душа русского человека тянулась, где искала успокоения и утешения в скорбях. Троице-Сергиева лавра, лавра Киево-Печерская, Оптина пустынь – эти духовные центры сегодня знают все. Было такое святое место и на астраханской земле, когда-то очень известное, но до недавнего прошлого совсем почти забытое. Если ехать от Астрахани к морю, в сторону села Цветное, неподалёку от села Большой Могой, на бугре, засаженном деревьями, можно увидеть деревянный храм с пурпурной крышей и золотым крестом на сияющем куполе да несколько каменных зданий. Это и есть территория некогда знаменитой Высокогорской Успенско-Николаевской Чуркинской пустыни.
История этого монастыря, уходящая вглубь веков, есть в настоящем смысле история утверждения православия на астраханской земле, которая долгое время пребывала во мраке язычества и идолопоклонства.
А в 1551 году астраханский хан Ямгурчей отправляет посла к царю Ивану Васильевичу, «моля и кланяясь, чтобы Белый царь его пожаловал и велел ему и всем его подданным служить Москве». Но хан Ямгурчей не сдержал своей клятвы и стал строить козни против Москвы.
Посольство царя Иоанна Грозного, возглавляемое Севастьяном Авраамовым, было сослано Ямгурчеем на один из островов Каспийского моря. Там в болезнях, трудах и молитвах они и скончали свое житие. Так над Высокой горой, как памятник первым христианским мученикам на астраханской земле, возвысился большой деревянный крест.
Спустя 14 лет после покорения Астраханского царства, в 1568-м году, в Астрахань для утверждения здесь веры христовой был послан игумен Кирилл, «муж почтенный, начитанный, умный, сильный волею и твёрдый духом». Указом царя Иоанна Грозного и по благословению святителя Филиппа (Колычева), митрополита Московского, ему поручалось устроить в городе «Николы Чудотворца монастырь общий» (то есть общежительный). Для содержания монастыря из казны было определено денежное содержание, а также дарованы были рыбные ловли: «на Волге, на Бузане, остров Чурка с бугры и протоки, от Перекопа до Ахтубского устья, вниз по Синему морю с ильмени и со всеми угодье Колмановский учуг». Игумен, устраивая монастырь в Астрахани, одновременно старательно объезжал монастырские угодья, ища, где возможно, места для устройства храма Божия в этом духовно необжитом крае. Когда игумену Кириллу удалось достичь Чуркинского острова, увидел крест, стоявший на вершине, он в духовном восторге упал на колени и возблагодарил Господа о ниспосланной ему милости.
Господь сам открыл, внимая желанию его сердца, то место, где суждено было устроить храм Божий. Первоначально игумен Кирилл соорудил здесь деревянную часовню, в которой поставил образ Николая Чудотворца, привезенный им с собою. Икона святителя Николая и стала для будущей Чуркинской обители первой её святыней. Впоследствии прославилась она многими чудесами и была очень почитаема обитающими вокруг монастыря ногаями, калмыками и казахами. По монастырскому преданию, незадолго до своей блаженной кончины игумен Кирилл успел выстроить на месте часовни деревянный храм в честь Николая Чудотворца, к которому приставил двух монахов: одного для службы, а другого для пения.
Так на Высокой горе было положено начало будущей Чуркинской обители.
В XVII веке Чуркинский учуг перешёл во владение Астраханского Спасо-Преображенского монастыря, носившего титул Патриаршего. В 70-х годах XVII столетия здесь появился новый необычный насельник. Как повествует монастырское предание, принимавший участие в истязаниях священномученика Иосифа, митрополита Астраханского, разинский палач Ларька, сжегший его на костре. Вскоре после казни святителя Ларька неожиданно получил вразумление через страшную болезнь: он стал гнить, заживо съедаемый червями. Осознав, что наказан за тяжкие грехи, он удалился от всех в низовья Волги, выкопав себе пещеру на бугре, стоявшем близ Чуркинского учуга. Получив за то, что мучал привязанного к бревну (чурке) святителя, прозвание Чурки, этот бывший палач так и остался в памяти народной с этим именем. Подвизавшись многие годы в посте и молитве, пещерник Чурка скончался здесь и погребён был монахами. С этого времени вслед за ним и другие подвижники стали рыть пещеры в бугре. В 1762 году при Астраханском епископе Мефодии Чуркинская пустынь из подворья Спасо-Преображенского монастыря превратилась в самостоятельную обитель. При этом же архиерее пустынь пережила свой первый расцвет. Были выстроены каменный Никольский храм и каменная ограда с четырьмя башенками. При монастыре были свой богатый виноградный сад и большое стадо из лошадей местный архиерейской породы, которые отличались «сановитостью и особенный естественной силою».
Благоденствие обители продолжалось до 1806 года, когда рыболовные воды, принадлежавшие ей, были отобраны в казну. Монастырь пришел в упадок, так что шли разговоры о целесообразности его дальнейшего существования.
Новый расцвет обители был связан с именем Архимандрита Евгения, назначенного её настоятелем в 1840 году. Это был замечательный человек, старец, за советом и помощью к которому тянулись люди из разных уголков Астраханской губернии и даже России. При нём Чуркинская пустынь приобрела такое значение, что её сравнивали с Оптиной пустынью, центром Российского старчества.
Начиная свой духовный путь, будущий стариц Евгений отправился в Киев, чтобы поклониться святым Киево-Печерским угодникам, нетленно здесь почивающим, и получить благословение на монашество. Вняв его слёзные мольбе, Господь направил его в Китаевскую пустынь, где подвизался прозорливый старец Досифей (девица, скрывавшаяся под мужским обличием). Старец благословил его в Саровскую пустынь, и будущий архимандрит Евгений, смиренно подчиняясь этому благословению, отправился в Саров. Знаменательно, что он шел по пути, по которому незадолго до него следовал благочестивый юноша Прохор Мошнин, тоже получивший благословение у этого старца на поступление в Саровскую пустынь. Этот благочестивый юноша стал впоследствии знаменитым старцем прп. Серафимом Саровским. Первые годы в Саровской пустыни оба этих юноши – и Прохор Мошнин, и будущий архимандрит Евгений – провели вместе. Вместе они несли в обители послушание, вместе они окормлялись у одних и тех же старцев. Первоначально они были на послушании у старца иеромонаха Иосифа, а после его кончины – у самого строителя Саровской пустыни иеромонаха Пахомия. Об этом старце Пахомии старец Досифей говорил как «о муже святой жизни подражателе преподобных Антония и Феодосия». Под мудрым руководством таких духовно опытных подвижников юные послушники, проходя разные послушания, восходили от силы в силу, получая благодатный опыт, научаясь молитве и духовному деланию. Почти в одно время они были пострижены: 123 августа 1786 года послушник Прохор Мошнин был пострижен с именем Серафим, а 26 марта 1787 года, в Великую Пятницу≤ после выноса плащаницы будущий настоятель Чуркинской обители был пострижен с именем Евгений, в честь одного из семи святителей Херсонес-Таврических. Но с этого времени разошлись жизненные пути двух иноков Саровской пустыни. Монах Серафим остался здесь, чтобы прославиться впоследствии своими духовными подвигами, а монаху Евгению был уготован иной путь в иные земли, в Астрахань, чтобы стать впоследствии светильником этого края.
Здесь, на астраханской земле, он много потрудился во славу Божию, быв настоятелем нескольких монастырей.
В 1825 году о. Евгений отправился в паломничество по святым местам России, а позже в Константинополь, Иерусалим и на Афон. На Святой Горе старец возымел даже желание «положить кости свои». Ну промысел Божий о нём судил иначе и дивными своими путями снова возвратил на астраханскую землю, вручив ему в управление пришедшую в разорение Чуркинскую пустынь. Этот некогда славный монастырь в то время находился в полной разрухе. Благодаря трудам и молитвам старца обитель была восстановлена и в неё собралась многочисленная братия. Сам старец предсказал монастырю славное будущее, рассказав братии, что у него будет славный преемник, который выстроит великолепный собор и вернёт обители некогда отобранные у неё рыболовные воды. Всё это в точности сбылось. Через четыре года после блаженной кончины старца Евгения настоятелем Чуркинской пустыни был назначен архимандрит Паисий, человек высокой духовной жизни. Замечательно, что будущий настоятель Чуркинской обители получил благословение на монашество у Саровского старца Серафима. В житии прп. Серафима вот что говорится о Паисии: «В 1830 году один послушник Глинской пустыни Петр нарочно прибыл в Саровскую обитель спросить у о. Серафима: есть ли ему благословение Божие поступить в монашество? Подумавши немного, прп. Серафим сказал: «Помнишь ли житие Иоаникия Великого? Странствуя по горам и стремнинам, он нечаянно уронил из рук жезл свой, который упал в пропасть. Жезла нельзя было достать, а без него святой не мог идти далее. В глубокой скорби он возопил к Господу Богу, и ангел Господень невидимо вручил ему новый жезл». Сказавши это, о. Серафим вложил в правую руку послушника собственную палку и сказал: «Трудно управлять душами братии! Но среди всех твоих напастей и скорбей в управлении душами их ангел Господень непрестанно при тебе будет до скончания жизни твоей». При поступлении в монашество Пётр наречен Паисием, и в 1856 году произведён в игумена Астраханского Чуркинского монастыря, а через шесть лет в архимандрита той же пустыни, сделавшись таким образом, как предвидел старец Серафим, пастырем душ человеческих».
При архимандрите Паисии (1854 – 1867 гг.) в монастыре был выстроен величественный Успенский собор и были возвращены прежние монастырские рыболовецкие воды. Был построен свой кирпичный завод, открыты иконописная, портная, сапожная, переплетная мастерские; имелись сады и виноградники, многочисленное поголовье скота. Дорога от монастыря до села Большой Могой (в 6,5 км), где находилась пристань, была выложена из кирпича, следы от неё можно видеть до сих пор.
Чуркинская пустынь приобрела в собственность пароход, названные в честь свт. Николая: «Монастырский Высокогорский Николай», который совершал рейсы между обителью и Астраханью по мере монастырских надобностей.
Сообщив некоторые сведения о монастырском хозяйстве, скажем несколько слов и о благоговейно чтимых святынях Чуркинской пустыни.
1. Самая главная святыня обители – это древняя чудотворная Смоленская икона Божией Матери, облеченная в серебро-позлащенную ризу с другими украшениями высокой художественной работы. Кисть живописца очень древняя, и время написания св. иконы с большой вероятностью можно отнести к XV столетию. Предание говорит, что св. икона была в руках печальной памяти Стеньки Разина, который, разграбив какой-либо приволжский монастырь или церковь, в которых находилась св. икона, ободрав украшения её, бросил святыню в Волгу, но в одном из протоков этой реки рыбак поймал её в невод, а потом передал в Чуркинскую обитель. Не только братия обители, но и все окрестные жители почитают св. икону как чудотворную и до устройства в своих селениях приходских церквей считали за великое счастье принимать св. икону в дома свои.
2. Икона св. Николая, в рост, в полном архиерейском облачении и митре, составляет вторую святыню обители. Эта храмовая икона второго обительского храма украшена серебряно-позлащенною ризою. Сия икона также почитается чудотворною. Известен случай избавления некоего Бочарова от туркменского плена, по молитве к св. Николаю, вслед за обещанием соорудить на упомянутую икону благолепную ризу.
3. Точная копия Тихвинской иконы Богоматери, приобретенная архим. Паисием в 1861 году и имеющая на оборотной стороне следующую надпись с печатями Тихвинского и Чуркинского монастырей: «От святой обители Тихвинския Пресвятыя Богородицы в святую Высокогорную Николаевскую Чуркинскую Пустынь, при настоятелях архимандрите Владимире и игумене Паисии. 1861 года апреля 25 дня». Освященная от своего оригинала, икона почитается как благодати причастная».
Всё это духовное наследие обители с любовью собиралось и благоговейно сохранялось веками её насельниками, которых в начале XX столетия было около 150 человек.
Когда монастырь в 1919 году закрыли, ни местное сельское общество, ни расположенный в его стенах детский интернат не знали, что делать со столь обширном хозяйством. Инвентарь ржавел под открытым небом, сады истощались, огород зарастал, помещения рушились на глазах. 1930 году были снесены колокольня и собор обители, кирпич которых возили в посёлок имени Володарского для строительства рыбокомбината. Сломали в то время и большую часть зданий в обители. Здесь же в последствии располагались то интернат, то санаторий, то туберкулезная больница. Последней в оставшихся от монастыря помещениях находилась психбольница, которую закрыли в начале 90-х годов.
Составитель – настоятель храма Казанской иконы Божией матери г. Астрахань и Высокогорского Успенско-Николаевского Чуркинского монастыря иеромонах Николай (Павлов), 2017 г. По благословению Высокопреосвященнейшего Никона, митрополита Астраханского и Камызякского.
Фото: Юля Терская, 2023 г.
Читайте продолжение: "Возрождение Чуркинской обители".