История парка «Аркадия» устами потомка основателя астраханской легенды

Более ста лет назад в Астрахани появилось удивительное место – общественный сад для гуляний «Аркадия». Его придумал и создал астраханский купец второй гильдии Константин Александрович Полякович. Доминантой комплекса стало уникальное здание летнего театра из дерева, спроектированное архитектором Павлом Шкателовом в модном тогда неорусском стиле, при непосредственном участии городского архитектора Малаховского.

От легендарного места сейчас не осталось ничего, кроме возвращённого названия и воспоминаний старшего поколения астраханцев о чудесных деревянных строениях. Но исчезнувший, казалось бы, навсегда миф, возвращается в родной город в миниатюрном своём воплощении, как символ того грандиозного культурного значения для Астрахани, каким являлся исчезнувший летний театр и всё общественное пространство с благозвучным именем «Аркадия».

AST-NEWS.ru поговорил с потомком Константина Поляковича Андреем Пальцевым, усилиями которого к нам зримо возвращается астраханская легенда. По своей частной инициативе, на собственные средства несколько лет назад он воссоздал макет летнего театра. Сейчас завершена работа над восстановлением миниатюрного облика входных ворот парка «Аркадия». 11 июля плоды его двухлетней работы были представлены в известном в Астрахани культурном пространстве под названием "Гараж Сен-Симона". 

Андрей Пальцев: Немного истории: в 1899 году в Астрахани был построен летний театр купцом Константином Александровичем Поляковичем на территории парка «Аркадия». Всего там располагались шесть деревянных сооружений.

Астраханцы попадали в парк через входные ворота, где помимо театра находились: зал общественного собрания, в котором встречались представители местной интеллигенции в формате клубного общества; пивной павильон Вейнера; большой курзал, где проходили развлекательные и игорные мероприятия, там же располагался ресторанный зал; а также отрытая площадка «Полярная сцена», на которой в жаркое время шли представления.

Константин Александрович активно развивал своё детище, а после его кончины в 1904 году, парк «Аркадия» перешёл к его сыновьям, которые продолжали дело отца до 1916 года, именно тогда весь комплекс парка «Аркадия» был продан. 

А потом случилась революция, после чего реквизиция и ещё несколько событий, связанных с разорением этого места. Сначала исчез курзал, но то ли сгорел, то ли его разобрали на дрова. Также были утрачены полярная сцена и пивной павильон Вейнера. И что бы сия печальная участь не постигла сам Летний театр, вокруг него выставили охрану из красноармейцев.

Таким образом, уцелели только зал общественного собрания, летний театр и входные ворота. Именно со сцены летнего театра парка «Аркадия» была провозглашена советская власть в Астраханской губернии, а во времена Гражданской войны в здании театра располагался сборный пункт 11-й Красной Армии.

В 1933 году это место переименовали в парк имени Карла Маркса, но театр продолжал работать, там шли всевозможные постановки. После войны театр отреставрировали, о чём есть свидетельство – цветная фотография из зарубежного журнала "Life".

В театре шла активная жизнь до 1969 года, когда там состоялась последняя постановка и его закрыли по причине ветхости. С этого времени до своего последнего дня летний театр существовал в статусе памятника культурного значения РСФСР. Под охрану государства также попали и входные ворота парка.

На основание паспорта, выданного тогдашним министерством культуры, в 1975 был затеян проект по восстановлению театра. Уже тогда он находился в плачевном состоянии: северная сторона здания началась скатываться с бугра и уже завалилась в сторону. Но дальше начинают происходить какие-то непонятные вещи, итогом которых стал страшный пожар, случившийся 13 ноября 1976 года.

Многие астраханцы считали, что этот пожар инсценировали. Но официальная версия, что его подожгли мальчики. Трагедия произошла в безветренную погоду, в хмурую ноябрьскую пятницу. Для жителей города это событие стало настоящим ударом, так как летний театр был знаковым местом не для одного поколения астраханцев, наряду с кремлём, Лебединым озером и центральной набережной.

Так Астрахань лишилась своей деревянной сказки. Такого грандиозного концертного сооружения на 1200 мест не было во всём Нижнем и Среднем Поволжье. Потеря уникального строения стало трагедией не только города, но и лично для нашей семьи. Моя бабушка Пальцева Татьяна Владимировна, которая в девичестве носила фамилию Полякович и приходилась внучкой Константину Александровичу, очень тяжело пережила весть о том, что театра больше нет, в результате чего она сильно заболела, а в 1980 году её не стало.

Все астраханцы понимали, что это здание уникально с архитектурной точки зрения и значимо как культурный объект. В нём выступали звёзды мировой оперной сцены и гастролировали ведущие театры страны. Там также была своя великолепная труппа. 

Таким образом, Астраханский драматический театр Плотникова и Летний театр Поляковича были высокоуровневыми конкурентами. Если у Плотникова шли серьёзные спектакли классического репертуара, то театр Поляковича считался театром для более массового зрителя.

Но после того как основное здание сгорело, сразу же встал вопрос, не кто виноват в случившемся, а то, что нужно построить другой театр. Власти поставили в парке бетонное сооружение на месте, где раньше располагался курзал и пивной павильон Вейнера. А на месте где стоял летний театр, сейчас находится бомбоубежище.

О первоначальных планах восстановить театр в своём первозданном варианте было тщательно забыто. Кроме этого, в 1977 году был совершён ещё один чудовищный поступок – сломали единственное сохранившееся сооружение комплекса «Аркадия» - входные ворота, величавшие вход в парк. 

Они находились на момент сноса в приличном состоянии. Но их уничтожили, чтобы в памяти астраханцев не сохранилось ничего о былом великолепии этого места. Ворота сломали в один из субботников - просто пригнали трактор, зацепили их тросом, завалили и быстро изничтожили. Это стало ещё одним ударом для моей бабушки, а также по исторической памяти о парке «Аркадия».

А потом настал период безвременья с 1978 по 1988 годы, все просто страдали, скорбели и вспоминали, но на этом всё дело закончилось. Тогда в перестроечные времена активно развивалось движение научно-технического творчества молодёжи. В астраханский НТТМ «Поиск» обратился Геннадий Тимошечкин с инициативой сделать макет Летнего театра. Данная организация согласилась, начался сбор средств на реализацию проекта, но что-то не срослось. Но Тимошечкин всё же довёл своё дело до конца, он сделал макет с применением тех технологий и в том понимании, каким он видел летний театр.

Этот макет находится в Астрахани у частного лица и нигде не экспонируется. Но перед своей смертью, Геннадий Провович передал мне все свои наработки и сказал, что это надо только мне одному. Я очень долго изучал переданные материалы. А в 2010 году я заложил свой макет летнего театра и работал над ним восемь лет в сотрудничестве со своим сыном Евгением и другом Владимиром Никифоровым.

В 2018 году макет был представлен публично в «Гараже на Сен-Симона». С ним ознакомилось большое число интересующихся людей, в том числе наш тогдашний губернатор Александр Александрович Жилкин, который предложил мне выставить его на постоянной основе в Астраханском театре оперы и балета в пространстве «Аркадия». Так и случилось, теперь мой макет находится на экспозиции в АГТОиБ.

Так как в дореволюционном парке «Аркадия» было шесть сооружений, я решил продолжить работу над макетами остальных объектов. И приступил к воссозданию входных парковых ворот, сооружению, которые сохранилось до разрушения в своём первозданном состоянии с 1899 года. Я помню их и вижу, так же как летний театр, по ступеням и галереям которого я ходил. 

Я понял, что являюсь одним из последних астраханцев, которому это интересно, не только с точки зрения семейной истории, а с позиции того, что это было знаковое сооружение для Астрахани. Я решил для себя, что с моим потенциалом возможностей и способностей, могу восстановить хотя бы макеты.

Так в течение двух лет я и мои помощники работали над макетом входных ворот, выполненных в том
же стиле, в том же масштабе, в той же концепции повторяет мой макет летнего театра. Владимир
Никифоров помогал мне с конструктивной частью, а сын Евгений с оцифровкой узоров. Далее я
планирую воссоздать макет курзала, зала общественного собрания, пивной павильон и открытую
сцену. Однако здесь есть много трудностей связанных с недостатком информации и для себя
придётся решить вопрос где предел строительной фантазии для воссоздания макетов. А после того,
как все эти сооружения будут сделаны и представлены, я думаю, что было бы хорошо сделать музей парка «Аркадия».

Большую поддержку мне оказывают историки, занимающиеся астраханикой: Владимир Петрушкин, Александр Марков, Сергей Степанов, Светлана Рубцова, Михаил Катруца.В частом порядке они оказывают мне информационную поддержку, за что я им очень благодарен.

В скором времени моя новая работа будет передана на постоянную экспозицию в Астраханский театр оперы и балета. У меня уже есть принципиальная договорённость с его директором Натальей Шаговой о продолжении наполняемости пространства «Аркадия» архитектурно-выставочными макетами, с помощью которых мы сможем сохранить память об уникальном комплексе, которые долгие годы был символом Астрахани, её культуры и самобытности.

 

                                                                                                       Материал подготовила Екатерина Некрасова.