Время Грозного стало особым временем в истории русской музыки. Царь много заботился о церковном пении и стимулом к его развитию стала канонизация около 40 святых на соборах 1547 и 1549 гг., что закономерно привело к созданию новых песнопений святым – тропарей и кондаков.
На Стоглавом соборе 1551 г., царь поставил ряд вопросов о состоянии певческого дела. После отыскания сведений о новых русских святых следовало «пети и славити и праздновати, якоже и прочим святым». Царь выразил недоумение, что многие песнопения («Хвалите имя Господне», «Иповедайтеся Господеви», «Святыя славы» и др.) в Москве не поют, а читают, в то время как в Новгороде, Пскове и Троице-Сергиевом монастыре их поют.
Сам Иван Грозный хорошо знал музыкальную грамоту и пел вместе с церковным хором. Так, в 1564 г., присутствуя с семьей на освящении собора Никитского монастыря в Никитском монастыре в Переславле-Залесском, «красным пением с своею станицею сам же государь пел на заутрени и на литургии».
В дни опричнины в Александровской слободе царь сам часто пел на клиросе. В слободе существовала музыкальная школа, во главе которой стоял знаменитый распевщик Федор Крестьянин с учениками Иваном Носом и Стефаном Голышем. В свидетельствах иностранцев есть сведения о том, что в 1573 г. на свадьбе своей племянницы царь плясал «под напев Символа веры св. Афанасия». Этот Символ веры он любил – «певал иногда на своих пирах Символ веры Афанасия и другие молитвенные песни за столом и находил в том удовольствие».
Иван Грозный стал первым царем-композитором Руси. Он написал цикл из пяти стихир, посвященных памяти святителя Московского Петра (1308—1326), особо почитаемого в Москве. Песнопения царя Ивана вошли в состав службы «на преставление» святителя, совершавшейся 21 декабря. Следующий цикл стихир Ивана Грозного был посвящен Владимирской чудотворной иконе Богородицы (на видео). Кроме этого, Иван Грозный написал «Канон Ангелу Грозному воеводе», Молитвы Иисусу Христу и архангелу Михаилу, Тропарь и кондак на перенесение мощей Михаила Черниговского.
Самое значительное и известное из этих сочинений «Канон Ангелу Грозному, воеводе» подписано псевдонимом Ивана Грозного – именем Парфения Уродивого. Как писал Д.С.Лихачев, построенный по канонической схеме, с сохранением традиционных тем, положенных для входящих в него песнопений, Канон в действительности посвящен лишь одной теме – смерти – и тем отступает от традиционной формы.
Послушать сегодня его песнопения – это отчасти понять, что происходило в его душе.
Борис Якеменко