Журналист Кристина Ряснянская пообщалась с цирковым артистом Иваном Лушпаем. Иван Николаевич родом из села Яндыки Лиманского района. Путь артиста начался с работы администратора в Краснодаре. Но – обо всём по порядку…
- Расскажите о своём детстве.
- Детство у меня было и оно было классным! Я рос в селе. Как все сельские дети, мы веселились, как могли. У нас на улице было очень много ребятишек, кто чуть старше, кто чуть младше! Мы играли в такие игры, о которых нынешнее поколение даже и не слышало. Играли так, что не замечали, как становилось темно, а домой всё не хотелось. Было даже так, что нас часто искали родители.
Летом рыбачили. А зимой, когда выпадал снег, собирались и большой компанией шли кататься на санках. Промокали насквозь, но даже не замечали этого. В общем, всё было классное, и очень жаль, что сейчас дети не играют в такие игры, а больше уделяют время гаджетам.
- Как вы попали в цирк?
- Едва я успел окончить училище, где учился на повара-кондитера, позвонил мой брат, который уже работал администратором и сказал, что через два дня нужно быть в Краснодаре. Вот так 1 марта 2008 года я приехал в Краснодар работать в цирковую программу в качестве администратора.
- С чего началась работа артиста?
- Работая администратором, я всегда смотрел программу. Мне всегда нравилось, когда артисты заканчивали свой номер и им аплодировали, у меня даже мурашки по коже бегали. Артисты, работавшие в нашей программе, начали репетировать канат, им нужен был нижний. Начали предлагать мне пойти к ним и попробовать. Я долго думал, но всё-таки решил, и так мы ушли с программы! Нас Росгосцирк отправил в Иваново на репетиционный период, где мы репетировали, и там же впервые вышел на зрителя.
- Попали в цирк к Марице Запашной?
- Я попал не один, а с номером канатоходцев под руководством Сергея Карпова. Мы работали в прекрасном городе Самара. В процессе гастролей нам пришла телеграмма из Росгосцирка, что мы едем отдельно от коллектива (тогда работали в Воронеже) к Марице Запашной. Мы даже не доработали одну неделю и уехали: в Воронеже начало гастролей планировалось раньше, чем в других городах. Вот так наш номер попал к Запашной.
- Каким именно артистом цирка вы являетесь?
- Артистом я стал в 2010 году в Иваново. Мы там начали репетировать номер канатоходцев. Именно в Иваново и началась моя цирковая карьера. Я начал с нуля, ведь к цирку или спорту не имел никакого отношения. До того как первый раз выйти на манеж перед зрителями, репетировали мы полтора года. Мой дебют прошёл очень хорошо. Публика приняла нас на ура. Но сам даже не заметил, как уже спустился с каната на манеж. Я так сильно волновался, что даже не видел, что происходит вокруг. Смотрел только на своих партнёров по номеру.
Ну, а вообще каждый выход перед зрителем всегда для меня был волнительным. Номер групповой, все трюки групповые и всегда думаешь не только за себя, но и за партнёров.
На арене Иван Лушпай:
Так на канате я проработал пять лет. Меня начали посещать мысли, что я хочу поменять жанр и попробовать себя в чём-то другом. Только не мог понять, какой же жанр мне по душе. Мысли сходились на партерном полёте или русской палке. От одного знакомого узнал, что в коллектив к братьям-близнецам Александру и Аркадию Шатировым требуется нижний в русскую палку. Вот тут-то все звёзды и сошлись – выбор пал на русскую палку!
Расскажу, что такое русская палка. Все видели прыгунов с шестами – вот русская палка как раз состоит из этих шестов. Скрепляются три шеста, и палка получается в ширину 9-10 см, а в длину метра три. Работают на ней три человека. Два нижних (как раз я был один из них) и один верхний. Нижние держат палку по краям на плече, а верхний посередине палки прыгает и выполняет разные элементы. Работа нижних заключается в том, чтобы поймать верхнего. Очень много нюансов – обо всех и не рассказать так сразу.
- Перед выходом на манеж какое ощущение испытываете?
- Всегда волновался, прогонял в голове, что, как и когда. Сам себя успокаивал и говорил: «Всё хорошо! Всё как на репетиции». Старался даже отвлечься разговором. Но понимал, что разговариваю, а мои мысли всё равно о работе!
- Работали со страховкой или без?
- Весь номер без страховки. Но иногда финальный трюк со страховкой. Трюк очень сложный. Я нёс на плечах партнёра, который на лбу держал перш, а в перше стояла девочка. Высота трюка составляла 15 метров (высота купола в цирках 18-20 метров), вес моих партнёров и перша составлял 160 кг.
- Страх высоты или боязнь упасть был?
- Всегда боялся высоты! И до сих пор боюсь. Конечно, к высоте каната я привык, потому что со страхом работать нельзя. Представьте состояние верхнего, когда ему нижний партнёр говорит, что он боится! Верхний всегда должен быть уверен в нижнем. Без этого не будет хорошей работы.
- Как проходит полный репетиционный день?
- В цирке принято, что первыми всегда репетируют номера с животными. Начиная с семи-восьми утра – у животных свой режим. Дальше репетируют разные жанры: клоуны, эквилибристы, балет, жонглеры. Всем даётся по час-два на репетицию. Акробаты репетируют во второй половине дня. Репетиции заканчиваются в восемь-девять вечера, но иногда могут длиться до бесконечности. Ещё есть правило, что ты должен прийти на репетицию минимум за полчаса, а лучше за час, чтобы к своей репетиции уже был размят и не тратил время на разминку.
Бывает по две и по три репетиции – когда готовится новый номер и его нужно в какие-то определённые дни выпускать в работу. Иногда сдвигается график у всей программы в пользу одного номера. Иной раз в цирке бывает и второй манеж – разминочный или репетиционный – дополнительные репетиции проходят всегда там.
- У вас есть кумир в мире цирка?
- Это Виталий Смолянец. Думаю, многие его знают или слышали о его подвиге (спас двоих, рискуя собственной жизнью: подробнее читайте на сайте Росгосцирка – прим. ред.) Это прекрасный человек. Мне даже посчастливилось с ним работать несколько городов. Виталий очень сильный духом, он прошёл через многие трудности, через адскую боль. Но не сдался и продолжает любимое дело. Думаю, не многие смогли бы через такое пройти и выдержать такие испытания.
- Что самое сложное в работе?
- Лично для меня ничего сложного нет. Работал и репетировал всегда в удовольствие. Эмоции зрителя дорогого стоят. Да и разъездной характер работы тоже плюс. Почти через каждые полтора месяца новый город. Это ведь классно.
- Любой номер «прокатывает» в разных странах и городах одинаково?
- По России да. Заграницей номера больше любят в русском народном исполнении. Так что практически у любого номера для зарубежных поездок есть русско-народный вариант.
- В цирк попадают по большой мечте или нужно родиться в опилках?
- В цирке может работать каждый, главное – большое желание. Мне по жизни много кто встречался. Да и я сам такой же. Кто-то был действительно рождён в опилках, много очень спортсменов, много выпускников с циркового училища, служащие, которые ухаживали за животными, становились хорошими дрессировщиками. Есть даже один парень, который раньше пришёл работать униформистом (это те, кто помогает во время представления с реквизитом): у него было большое желание быть руководителем подкидных досок. И он им стал! Так что всё зависит только от желания. Есть рождённые в опилках знакомые, родители - заслуженные артисты, а их детям это неинтересно и они не идут по стопам родителей. В жизни бывает разное.
- Как вы относитесь к зоозащитникам, требующим закрытия цирков с животными?
- По этому поводу возмущению нет предела. Я за цирк с животными. Цирк - это классика. Без животных - это уже не цирк, а спектакль. На гимнастов, не в обиду им будет сказано, можно посмотреть и на соревнованиях в спортивных залах.
У нас была как-то программа без животных, люди кричали: «Почему нет животных? Это же цирк!». Это папы могут оценить балет и красивых девушек, а мамы – жонглёров и акробатов. Но не дети. Детей интересуют животные. Как лошадка побежала, как обезьянка мячик бросила, мишка на мотоцикле поехал или тигр через огонь прыгнул.
Хочется донести до людей, что жестокости, о которой они кричат, нет. Дрессировщик любит своих животных, они для него дети. А если они болеют, то ночуют с ними. А питание какое! Позавидует любой. Передвижные цирки-шапито – с этим ещё могу согласиться, что животные там не всегда в порядке. Но и то, так не про каждый передвижной цирк можно сказать – среди них есть очень достойные.
- Чем вы ещё увлекаетесь?
- Очень люблю рыбачить. И как появляется возможность, удочку в руки и вперёд. Ну, или как в детстве, собираемся большой компанией и едем на рыбалку. Сейчас больше думаешь о работе, семье. Хочу туда, где тепло, пальмы, море и любимая рядом.
- Что для вас цирк?
- Цирк для меня это один из этапов жизни. Я там счастлив, там у меня очень много знакомых и друзей. Там я встретил свою любимую. И я благодарен судьбе за это.