К 80-летию Астраханской школы - детского сада «Верботон. Продолжение. Начало в №25 от 19.08.2011г.
13декабря 1929 г. И. Лабунский выдвинут в Москву на работу в Центральном Совете ВОГ в качестве старшего инструктора орготдела. Вслед за этим 21 декабря опубликована в газете «Коммунист» критическая статья «Нужна общественная поддержка…», где описывается бедственное положение воспитанников школы глухонемых (их всего 42) и катастрофическое состояние школьного здания; по «… фантазии первый класс, совсем было уже сформированный, был распущен». Для организации детдома глухонемых средств не было и дальше разговоров дело не пошло.
В течение 1930-1931 годов в Нижне-Волжском краевом отделе ВОГ проведен трехдневник «Береги слух». Издана брошюра Н. Лозанова «Глухонемота и борьба с нею» на 14 страницах тиражом 101000 экз. В таких условиях председателю Астраханского межрайонного отдела ВОГ Нижне-Волжского краевого отдела ВОГ с центром в г. Саратове И. Домонтович удалось организовать первый в России провинциальный детский сад-интернат для глухонемых дошкольников от 3 до 7 лет. Детдом находился в самом центре города (Набережная 1 мая, 99) и в сентябре 1931 г. был назван «имени 5-летия ВОГ». Райотделы ВОГ Нижней Волги вступали в юридические члены культурно-бытовой кооперации (КБК), внеся паевые взносы по 10 руб. и свыше, а родители глухонемых детей – единовременный взнос 55 коп. и платили за содержание ребенка 5 руб. и свыше в месяц. В журнале «Жизнь глухонемых» № 5 (1932 г.) опубликована коллективная фотография под названием «Детдом глухонемых дошкольников в Астрахани». Это стало днём рождения детдома именно в преддверии юбилея ВОГа. Полагается, что детдомом руководил директор школы глухонемых Павел Алексеевич Фортунатов.
Вслед за Астраханским детдомом последовали провинциальные детдома: Ульяновский на 10 детей, Ростовский-на-Дону – 20, Новосибирский – 10. Всего же на 1 апреля 1932 г. в России подобных провинциальных детдомов зарегистрировано только 4, не считая столичных. (Б.С. Преображенский, «Глухонемота», 1933). Всего глухонемых дошкольников в России насчитывалось 460 детей, не считая школы логопатов, тугоухих, позднооглохших и отдельные группы.
На 1 апреля 1932 г. по Нижне-Волжскому краю школы глухонемых – 3: Астраханская (80 человек), Саратовская (129 чел.) и Сталинградская (103 чел.). Вопрос же об Астраханском детдоме глухонемых «стоит на разрешении в горОНО уже второй год». По этому поводу в журнале «Жизнь глухонемых» опубликована статья Н. Тейзиковой «Пустые результаты вялой работы. Они заслуживают внимания комиссий по чистке…». Здесь сообщалось: «В Астрахани существовал уже детский дом глухонемых, но из-за невнимания к нему со стороны ГорОНО его закрыли. Детей глухонемых распустили…». Далее все скрывается в неисследованных потемках 1933-1935 годов (все дела находятся в архивах Саратовской и Волгоградской областей) и снова даёт о себе знать в июле 1935 года, когда в журнале «Жизнь глухонемых» опубликована статья о том, что Астраханская школа глухонемых признана «лучшей школой в крае». Директор школы П. Фортунатов организовал выставку детских изделий, заботился об образцовой чистоте в общежитии и детском дворе, о «хорошей одежде» для дошкольников, об усиленном питании, вводил санаторный режим… Затем в 1936 году это детское заведение переехало вновь в самое лучшее здание в центре города (ул. Советская, 21).
Снова потемки 1936-1938 годов. Лишь в 1939 г. председатель ЦП ВОГ П. Савельев выступил в Москве: «В Сталинградской области [куда вошел Астраханский округ] не попали в школы 120 глухонемых детей». Целое число дошкольников!
В 1942 году место директора П.А. Фортунатова, ушедшего с детьми в эвакуацию в Читу (впоследствии Фортунатов был репрессирован и по возвращении в Астрахань позже скончался), занял Р.С. Сейфулин, но вскоре проработал недолго. Скоро школа перешла в другое помещение площадью 195 кв.м. по адресу: Наб. 1 мая, 69 (дом бывшего дворянского собрания). Именно в этот момент школа глухонемых именуется «Областная специализированная школа детского дома глухонемых детей». Именно детского дома! Это заведение возглавляла Нина Петровна Анисимова в должности «директора школы и детского дома».
В сентябре 1947 г. в детдоме и школе занимались 150 детей. Имелись подсобное хозяйство в 6 га и фруктовый сад с виноградником при «Астраханской спецшколе и детдоме глухонемых детей».
Дошкольникам обеспечена летняя оздоровительная работа традиционно в школьном лагере, на территории подсобного хозяйства в отремонтированном помещении летнего типа с игровой площадкой, купальней и душем.
С 1948 г. директором областной спецшколы и детского дома глухих детей работал вновь С.Р. Сейфулин. 144 ребенка занимались в 16 классных комнатах. Из них 2 ребенка – круглые сироты и 59 полусирот. Воспитывались дети из Сталинградской, Гурьевской, Грозненской и Воронежской областей.
Как всем учащимся школы, так и контингенту дошкольников служили заведующая воспитательной частью А.Н. Евтушенко, врач М.С. Торбан, медицинская сестра И. Алянская и воспитатели. Определен попечительный Совет детского дома, однако шефы были редкими гостями, и тесного контакта с ними не было.
Детдом существует при работе школы в 2 смены, отчего персонал работает напряженно.
В декабре 1950 г. комиссией ОБЛОНО признана работа с дошкольной группой не удовлетворительной.
К новому 1951/1952 учебному году школа глухонемых переехала в новое, специально выстроенное здание общей площадью 3898 кв.м. с общей площадью участка 1000 кв.м., что на ул. Новолесной, 48 (ныне Ак. Королева).
В связи с переездом детского дома из Кировского района в Ленинский, шефы детского дома в старом составе уже не помогали. Попечительный совет бездействовал. Новую школу возглавлял И.С. Козулев.
В учебном 1952/1953 году детский дом был обследован комплексной комиссией от Ленинского райкома КПСС, РОНО и горздрава. Положительных сдвигов в работе не отмечено при директоре И.С. Козулеве и заведующей воспитательной частью интерната А.Ф. Петровой.
Новым директором назначен П.Г. Бурлуцкий, имеющий 16 лет педагогического стажа.
С января 1953 года в Астраханском «детском доме глухонемых детей общего типа – школьный» открыто дошкольное отделение глухонемых детей. Санитарное состояние детского дома оценивалось как «вполне удовлетворительное». Комсомольцы шефствовали над дошкольниками. Медицинское обслуживание дошкольников проводилось врачом Скурыхиной и медсестрой Зельвянской. В работе детского дома со стороны РайОНО, ГорОНО и других местных организаций оказывалась «по мере разрешения деловых вопросов». «Утвержденный» шефом коллектив станции Астрахань I практической помощи интернату дошкольников не оказал.
В 1954 году А.А. Стрельникова организовала «детский дом для глухонемых [«глухих» с 1960 г.] детей» отдельно от школы в районе сетевязальной фабрики и стала его директором. Затем был переведен в центр города на ул. Молодой гвардии и находился 10 лет под руководством А. Стрельниковой. Здесь своеобразно протекало физическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание глухих детей. Особое внимание уделялось формированию у детей словесной речи, роли изобразительного искусства, игровой деятельности.
С 1964 г. детдомом руководила директор М.Н. Болдырева в течение 8 лет.
С 1972 по 1982 г. директором была Надежда Сергеевна Воронова, бывший учитель естествознания школы глухих. Она отличалась «тщательной продуманностью» того, как преподносить материал глухим детям, «ещё более доступно их пониманию, больше проводить практических работ, наладить работу в уголке живой природы, организовать работу на пришкольном участке». Затем в ноябре 1981 г. детдом переехал в новое типовое здание по ул. Сунь-ят-Сена, д. 61б, где и находится по настоящее время ровно 25 лет со дня переезда в данное учреждение. Ему присвоен статус «Дошкольный детский дом № 10 для детей с нарушением слуха». Именно с этого времени комплектование детдома, имевшего всесоюзное значение, помимо ОблОНО, велось министерством образования, и поэтому в детдоме проживали глухие дети со всех концов страны (из Волгоградской, Вологодской, Кировской, Мурманской областей, Красноярского края, Камчатки, Магадана, Норильска, Казахстана, Армении, Азербайджана, Грузии, Калмыкии, республик Средней Азии и т.д.).
Владимир Гусев, член Союза журналистов России, член Российского Общества историков-архивистов, отличник здравоохранения РФ, отличник Всероссийского Общества глухих.
"Факт и компромат" № 26, 27.08.11.