К 80-летию Астраханской школы - детского сада «Верботон. Окончание. Начало в № 25 и № 26.

С февраля по июль 1983 г. детдом глухих возглавляла директор – Ольга Федоровна Тюрина, с 1983 г. по настоящее время – Галина Петровна Богданова, окончившая дефектологический факультет Московского государственного педагогического института по специальности «сурдопедагогика», ныне имеющая педагогический стаж 40 лет.

За годы с 1983 по 2006 г. в детдоме прошли обучение 590 глухих детей и 138 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Работа велась по классической методике, по специальным программам для глухих и слабослышащих дошкольного возраста и по специальной (коррекционной) программе для детей с нарушением интеллекта.

С 1984 г. с детдомом постоянно сотрудничает НИИ дефектологии АПН, в частности, лаборатория для глухих детей, возглавляемая д.п.н., профессором Л.П. Носковой. Коллектив лаборатории создавал новые программы для специальных дошкольных учреждений с учетом мнения практиков, в числе которых был и Астраханский детдом № 10. Сотрудники НИИ проводили на базе детдома № 10 межобластные курсы, семинары-практикумы, давали положительную оценку работы детдома в книге «Отзывов».

В 1990х годах Российское общество переживало период глубоких структурных, в том числе социокультурных изменений. Все эти процессы затрагивали и среду дошкольного воспитания детей в Астраханском детдоме № 10. Сложность и определенная непоследовательность реформы системы воспитания глухих дошкольников обусловлена незавершенностью процесса реформирования общества в целом. В системе дошкольного воспитания глухих произошли серьёзные изменения, смысл и значение которых обусловлены поиском новых программ, соответствующих новым тенденциям развития общества.

Только с 1994 г. детдом утратил статус всесоюзного. До этого контингент воспитанников формировался Министерством образования СССР, затем РФ.

С 1996 г. детдом перешёл на комплектование своего заведения только глухими детьми из г. Астрахани и Астраханской области, а также Калмыкии (по договоренности). Становление детдома на правах муниципального учреждения г. Астрахани произошло в самый тяжелый период нашего государства. В системе дошкольного воспитания на первый план выдвинулось физическое, интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальности, раскрытие его способностей возможностей для последующей интеграции его в общественную жизнь.

В 2002 г. педколлектив детдома № 10 избрал тип специальных детских учреждений: Областное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальный (коррекционный) детский дом № 10 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии». Это был переход от унитарного, единообразного воспитания и обучения глухих детей к образованию по выбору, к использованию комплекса нестандартных технологий и программ.

Учебно-воспитательный процесс осуществляют подготовленные педагогические кадры. Из 50-ти педагогов – 37 имеют высшее образование, из них 2ое высшее дефектологическое образование – 8 педагогов. Среди педагогического состава 8 человек имеют звание «Отличник образования» и «Почетный работник образования». Один человек имеет звание «Заслуженный учитель России». В коллективе трудятся 15 человек со званием «Ветеран труда». Высшую квалификационную категорию имеют 6 человек, первую – 8, вторую – 22.

Одновременно коллектив детдома поддерживает тесную связь с главным специалистом отдела специальных школ-интернатов и детских домов Министерства образования РФ Л.А. Черкасовой, которая курирует работу Астраханского детдома глухих, дает практические советы, различные ходатайства для приобретения звукоусиливающей аппаратуры, развивающих модулей и т.д. Детдом поддерживает связь с ОНМЦ «Развитие и коррекция». Педагоги посещают курсы центра и в результате строят свою работу с учетом научных рекомендаций.

Астраханский детдом глухих освещался на страницах столичных газет «Помидорка», «Семья», а также некоторых местных.

С 2003 г. в детдоме реализуется верботональная методика, которая позволяет ребенку быть интегрированным в общество слышащих. 30% работников прошли курсовую подготовку по верботональной методике в Центре слуха и речи «Верботон» (г. Москва), в УВК г. Зеленограда. Освоены новые специальности по музыкальной стимуляции, фонетической ритмике, хореографии, по функциональной диагностике.

С января 2005 г. детдом является филиалом Ассоциации содействия обучению и реабилитации детей-инвалидов (СОРДИ) в г. Москве.

В настоящее время детдом имеет хорошую материально-техническую базу. Учебно-воспитательный процесс оснащен новейшей аппаратурой типа «Верботон». Все дети слухопротезированы.

С 2006 г. детдом меняет свое название, происходит его реорганизация. По распоряжению Правительства Астраханской области детдом переименован в «Областное государственное образовательное учреждение для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии «Специальную (коррекционную) начальную школу-детский сад «Верботон».

По случаю Международного дня защиты детей для глухих дошкольников подарки от ООО «Астраханьгазпром» стали настоящим праздником детства: игрушки, книги, настольные игры, спортивный инвентарь. Не меньше ребят радовались и взрослые, как работники детских домов, школ-интернатов и специализированных детских учреждений: стиральные машины, сплитсистемы, холодильники, телевизоры… Заместитель генерального директора ООО Сергей Юрьевич Сергеев в гостях у детдома глухих искренне удивлен: «Сколько талантливых ребят подрастает в детском доме № 10, где воспитываются глухие и слабослышащие дети. Благодаря заботливым педагогам и воспитателям эти ребята умеют танцевать задорную кадриль».

Национальный проект «Образование» уже принес детдому глухих немало полезного. Так, облминистр образования и науки В.Гутман заметил, что применяемые в детдоме глухих «новейшие методики творят настоящие чудеса»: «Совершенно глухие дети начинают внятно говорить и даже петь. Логично, что мы можем эти чудеса «экспортировать», приглашая больных ребятишек из других регионов. Разумеется, власти этих регионов должны будут оплатить лечение и коррекцию».

Итак, образование глухих дошкольников перестало быть «падчерицей экономики».

Пусть не меркнет многотрудный исторический путь становления и развития Астраханского детдома глухих № 10 за 80 лет! С юбилеем, дорогие меценаты глухих дошкольников! Держитесь!

Статья подготовлена по материалам Государственного архива Астраханской области, Астраханской областной научной библиотеки им. Крупской, архива редакции газеты «Мир глухих» (г. Москва) и московского музея истории ВОГ.

Владимир Гусев, член Союза журналистов России, член Российского Общества историков-архивистов, отличник здравоохранения РФ,

отличник Всероссийского Общества глухих.

"Факт и компромат" № 27, 03.09.11.