Лабиринты ЖКХ
На прошедшем заседании правительства Астраханской области министр ЖКХ В. А. Яковлев рассказал о концепции модернизации и реформировании жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области с 2011 по 2015 годы и перспективу до 2020 года. Основным направлением развития жилищно-коммунального хозяйства, Яковлев указал формирование конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания жилищного фонда. Это как раз то, чего нашему жилищно-коммунальному хозяйству катастрофически не хватает для нормального функционирования.
Допустим, с новыми технологиями всё ясно – там есть конкуренция. Отключился доступ в Интернет, провайдер не хочет нормально работать – сменили провайдера. А вот в случае с ЖКХ такие фокусы не пройдут. Если уж горячую воду отключили – то придётся молча ждать, в лучшем случае тешить своё самолюбие, обивая пороги ответственных за ситуацию лиц. Толку всё равно не будет, так как все прекрасно понимают, что вы никуда не денетесь, а, следовательно, в качественном выполнении собственной работы никто не заинтересован. И ведь разница-то невелика. И те и те предоставляют населению сходные услуги, только в информационных технологиях конкуренция есть, а в жилищно-коммунальном хозяйстве – практически нет.
Не понятно, как эту конкуренцию наше министерство планирует реализовывать. В плане снабжения населения – естественно, что никак: строить вторые котельные и проводить вторые трубы ясное дело никто не будет, да это и не нужно. А вот в плане управления и обслуживания, казалось бы, конкуренция даже есть. Только вот почему ничего не меняется в лучшую сторону? Для того, чтобы это понять, достаточно просто знать, как обстоят дела с конкуренцией на самом деле. Допустим, есть у жильцов выбор – кто будет управлять домом. Теоретически жильцы должны выбрать наиболее подходящую компанию (либо руководителя), но так бывает при нормальной конкуренции.
На деле всё происходит так – собираются непонятно кем подписи за непонятно что. Большая часть жильцов дома покупается на красивые обещания, не особо вникая в суть дела, а в итоге управление домом переходит не к самому лучшему, а к самому предприимчивому руководителю. Причина в двух вещах. Во-первых, не самые лучшие, условия для конкуренции, состоящие в неравных условиях различных форм собственников жилья. Во-вторых, непрозрачность нормативных актов, приводящая к вышеупомянутой неграмотности среди населения. При этом, складывается ощущение, что вся эта неграмотность целенаправленно создаётся, чтобы люди меньше знали и, соответственно, подписывались под всякие авантюры.
Наверняка, никакие реформы не пройдут, пока не займутся целенаправленно развитием конкуренции. Или не возьмут ситуацию под жёсткий контроль, не давая обслуживающим жилищно-коммунальное хозяйство компаниям брать деньги с населения за невыполняемые работы, делая вид, что так и надо.
Министры замалчивают голодовку учителей
О развитии системы организации школьного питания в Астраханской области на 2011-2013 годы доложил заседанию правительства министр образования и науки В. А. Гутман.
На одном из предыдущих заседаний Правительства проект данной программы уже обсуждался, однако, поступили замечания министерства финансов и министерства экономического развития, потому программа не была принята. В итоге, за две недели программа была в рабочем порядке переработана. В целом она осталась той же, только объёмы питания были выведены на уровень 2010 года. То есть, по словам Гутмана, качество питания останется тем же. Однако тут же последовал вопрос от зампреда облдумы Я. Я. Винокурова, который сначала спросил, останется ли качество питания для детей прежним, получил от Гутмана утвердительный ответ. И тут же задал следующий вопрос: но ведь с учётом инфляции дети будут питаться хуже? Министр образования снова согласился.
Последовало замечание от прокуратуры, которая была недовольна тем, что, при нынешних объёмах выделяемых средств на школьное питание, невозможно его соответствие нормативам. И это верно, ведь на школьника у нас выделяется всего 5 рублей! Естественно, что на эти деньги нормально питаться нельзя.
В ходе полемики Винокуров напомнил собравшимся, что он изучал эту проблему и привёл данные за военные годы. По его словам, в 1943 году, несмотря на войну, нормы питания были увеличены. А сейчас, в мирное время, уменьшаются.
На заседании было решено выделить дополнительные 3 миллиона рублей на модернизацию. На вопрос, можно ли эти средства пустить напрямую на питание, ответ никого не впечатлил, потому что в таком случае на каждого ребёнка будет выделяться дополнительные 40 копеек.
С питанием школьников в Астраханской области дела обстоят из рук вон плохо. В качестве основной меры по улучшению ситуации прозвучало предложение К. А. Маркелова по оптимизации расходов. Как заявил председатель облправительства, многие дети вообще отказываются от школьных обедов, так как имеют возможность питаться гораздо лучше, а в это время в других местах обедов как раз не хватает. То есть не надо стремиться обеспечить всех, нужно в первую очередь помогать тем, кто больше всего в этом нуждается. Особенное внимание планируется уделить тем детям, которые приезжают в школы на автобусах и, соответственно, находятся долгое время в дороге, а также ученикам начальных классов. Главное, чтобы всё получилось нормально, а не как всегда, когда в итоге опять – кому не надо, тех будут чуть ли не силой кормить, а кому надо - еда так и не достанется.
Удивительно, что в процессе заседания министр Гутман слово не проронил, и у него никто не спросил по поводу голодовки педагогов в астраханском «Центре детского творчества», которые выступают против ликвидации этого учреждения, затеянного Жилкиным и Гутманым.
Чистой воды не будет
На заседании подверглась обсуждению целевая программа «Чистая вода», за которую отвечает и.о. министра экономического развития Э.В.Полянская. Программа разработана под федеральную, с надеждой на получение дополнительного финансирования из средств федерального бюджета. А так как принимается она с заметным опозданием, финансов на неё не хватает. В итоге Правительство встало перед выбором – ведь, если в программе прописать заведомо неподъёмные для местного бюджета средства, в надежде, что их окупит федеральное финансирование, то, при отсутствии этого финансирования, области придётся влезать в долги и брать кредиты. А если не делать всего этого, то программа так и не будет реализована. В общем, отправили программу
на доработку, справедливо решив, что проблема чистой воды для нашей области слишком важна, чтобы так просто её оставлять. А астраханцы пусть дальше ждут и теряют здоровье.
"Факт и компромат" №17, 12.06.10.