Избирательное законодательство в нашей стране постоянно унифицируется. В настоящее время законопроект о выборах в местные органы самоуправления рассматривают депутаты Госдумы Астраханской области, а в Москве идет работа над внесением поправок в федеральные законы.

СИСТЕМУ ВЫБОРОВ - НА УСМОТРЕНИЕ ДЕПУТАТОВ

Как сказал заместитель председателя избирательной комиссий Астраханской области Владимир Золотокопов, сегодня в нашем регионе действует закон "О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Астраханской области" в редакции 2006 года, которая уже устарела. В соответствии с ним в области депутаты избираются исключительно по мажоритарной системе (одномандатные или многомандатные округа). В то же время новый федеральный закон № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" предоставляет право использовать различные избирательные системы.

В конце прошлого года астраханские депутаты рассмотрели два альтернативных проекта законов о выборах в местные органы самоуправления. Вариант, в котором предполагалось распространить на формирование астраханских муниципальных парламентов пропорциональный (по партспискам) и смешанный (50% - по спискам, 50% - по округам) принцип выборов, думцы отклонили. Утвердили в первом чтении законопроект "О выборах в органы местного самоуправления в Астраханской области", предложенный депутатами Анвером Алмаевым, Натальей Афанасьевой, Александром Башкиным, Иваном Горячка, Александром Жеребиным, Владимиром Погореловым, Василием Сухаревым. В соответствии с этим документом у сельских и городских депутатов появится право самим решать, по какой системе формировать будущий состав: по партспискам, одномандатным округам или и так, и так.

По словам первого заместителя председателя комитета по, вопросам местного самоуправления Анвера Алмаева, думцы решили предоставить возможность выбора депутатам местных органов самоуправления, поскольку сегодня люди больше ориентируются на личность избираемого, нежели на деятельность партий, тем более, что большинство партий созданы недавно и еще не успели донести до населения информацию о своей значимости.

На прошлой неделе на заседании комитета областной Госдумы по вопросам местного самоуправления депутаты рассмотрели 102 поправки к законопроекту и рекомендовали принять его во втором чтении. Более 90 из них предложил областной избирком с учетом опыта предыдущих выборов. Законопроект готов для обсуждения на пленарном заседании областной Госдумы, которое состоится в середине февраля.

ОТМЕНА ЗАЛОГА

В Госдуме РФ между тем идет продвижение выборных инициатив президента Дмитрия Медведева, предложенных им в послании Федеральному собранию. Так, 23 января парламентарии во втором чтении приняли законопроект об отмене денежного залога на федеральных, региональных и местных выборах.

Десять лет назад для партий (или кандидатов в одномандатном округе) допуском к выборам стал денежный залог, альтернативный сбору подписей граждан. Его, разумеется, предпочитали оппозиционные партии. Так что обсуждение законопроекта было бурным, поскольку одобряли его только фракции "Единая Россия" и КПРФ. Представители фракций ЛДПР, "Справедливая Россия" активно высказывались против. Не исключено, что следующим шагом в этом направлении будет и снижение количества подписей избирателей, собираемых для участия в выборах в Госдуму, так как и об этом говорится в послании президента. В избиркоме Астраханской области считают отмену денежного залога справедливой нормой: "Лучше регистрироваться на основании доверия избирателей". Кстати, при выборах президента РФ залог не применяется, так что использование этой нормы логично и для глав муниципальных образований. По словам г-на Золотокопова, если в ближайшие дни данную поправку утвердит Совет Федерации и подпишет президент, то она может быть утверждена в местном законе.

Хотя, как сообщил г-н Алмаев, соответствующая поправка к местному законопроекту уже поступила в комитет.

ПАРТИИ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Что же касается обсуждаемых сегодня изменений федерального законодательства, согласно которым выборы районного уровня местного самоуправления будут проходить исключительно по партспискам, то в областном избиркоме считают, что если это и произойдет, то нескоро. Поскольку сначала законодателям нужно будет разобраться с субъектами, которые смогут выдвигать свои списки на выборы. В выборах в Госдуму РФ, областные парламенты участвуют только политические партии. Однако, по словам Владимира Золотокопова, на местном уровне в выборах имеют право участвовать все общественные организации, в уставах которых это предусматривается. На территории Астраханской области общественных организаций зарегистрировано около 300. В областном избиркоме предположили, что, скорее всего, большинство из них имеют такой стандартный пункт в уставе.

Федеральные законодатели тоже это учитывают - скорее всего, партиям будет, как сейчас предлагается, рекомендовано включать в партсписки представителей общественности.

Избирательное законодательство меняется постоянно. Новые выборы порождают новые законопроекты. Не исключено, что какими-то новациями оно пополнится и после марта, когда пройдут массовые выборы региональных парламентов и органов местного самоуправления во многих субъектах федерации. В нашем регионе 1 марта предстоит избрание глав Икрянинского района и Ватажненского сельсовета (не считая довыборов в областную Госдуму по Кировскому и Харабалинскому округам).

ДЕПУТАТЫ И МЭРЫ

В послании президента говорилось о необходимости усиления ответственности руководителей муниципальных образований перед своими представительными органами. Соответственно, должна усилиться контрольная функция этих органов.

В ближайшее время администрация президента готовится внести в Госдуму РФ законопроект, дающий право депутатам местных парламентов отстранять от должностей мэров. Причем мэр не имеет права распустить местный парламент.

Следующим этапом может стать отмена прямых выборов глав муниципалитетов. Кое-где в регионах городские депутаты готовят поправки к городскому уставу об отмене прямых выборов мэра, предусматривается, что его можно будет избрать лишь из числа депутатов.

На прошлой неделе на встрече президента с представителями парламентских партий весьма активно обсуждалась возможность легализации "удаления от власти" (термин президента) неэффективных глав муниципальных образований.

ОКТЯБРЬ ИЛИ МАРТ

Сроки проведения очередных массовых выборов в Астраханской области пока не определены. Подавляющее большинство органов местного самоуправления избиралось в нашем регионе в декабре 2004 года, тогда считалось, что ровно на пять лет (потом в ноябре 2005 года к ним добавилось еще более двадцати вновь образованных муниципальных образований). Сегодня в соответствии с поправками к закону № 67-ФЗ от 12.06.02 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" выборы могут проводиться всего дважды в год: во второе воскресенье марта или второе воскресенье октября (или первое воскресенье, когда день голосования приходится на праздничный, предпраздничный или послепраздничный день - как это и будет в марте 2009 года, когда выборы пройдут 1 марта). Над законопроектом определяющим день выборов в органах местного самоуправления в нашем регионе (в октябре 2009 или в марте 2010), трудилась рабочая группа из депутатов, представителей администрации губернатора, членов избиркома. В избиркоме ожидают, что он будет внесен в областную Госдуму буквально со дня на день, не исключено, что на февральском (в крайнем случае на мартовском) пленарном заседании депутаты уже его рассмотрят. День выборов должен быть определен не позднее начала весны, поскольку за полгода до даты голосования муниципальные избирательные комиссии должны внести в представительные органы т.н. нарезку округов, в которых должно быть приблизительно одинаковое количество избирателей. Предыдущие нарезки маленьких округов за пять лет сильно устаревают.

Ольга Калинина, "Астраханские ведомости" №4 от 6 февраля 2009 г.