Издалека долго течёт река Волга

За свою долгую жизнь ещё никогда не видел матушку-Волгу такой мелководной. И вот пришлось. Ширина её в некоторых местах стала такой, что кажется: разбегись посильнее и перепрыгнешь…


И не удивительно, сразу же как только поняли, что паводок будет никаким, не затопит даже нерестилища и сенокосные площади, заговорили о катастрофе, которая может произойти в низовьях. Специалисты и аналитики сходились в одном: нынешнее маловодье не столько природное явление, сколько следствие ошибок в регулировании стока воды со стороны Росводресурса. В 2006 году, когда наблюдалась почти одинаковая ситуация, сброс воды через Волжскую ГЭС на весь период паводка составлял 18 тысяч кубометров в секунду. А в этом году в самый пик он был равен всего 16 тысячам. И длилось это всего 5 дней. Потом начался спад до 14 тысяч кубометров. А после и вовсе сошло на ещё меньший объём. Это привело к тому, что вода не пошла в пойму. К чему это привело, мы сегодня видим. По расчётам экологов, ущерб, причинённый рыбному хозяйству, сельскохозяйственным угодьям и лесным насаждениям исчисляется десятками миллиардов.


И это не всё. Сразу же встала проблема о судоходстве на Волге. Речь шла не только о грузовых перевозках, но и о туристических. Пришли к заключению, что придётся осуществлять караванную проводку судов по Волге от города Балахна до шлюзов Городецкого гидроузла. Благодаря таким мерам, суда в сторону Астрахани пошли. В том числе и туристические. Одним из первых у нас появился теплоход «Октябрьская революция». Туристическая фирма, занимающаяся перевозками по Волге, заявила, что астраханское направление будет работать весь сезон. Осталась Астрахань и в расписании туристического оператора «Водоходъ». И уже с июня в расписание включили маршруты «Казань-Астрахань-Казань», «Самара-Астрахань» и «Волгоград-Астрахань-Волгоград».

Как говорится, слава Богу, что, несмотря на критическую ситуацию, Волга работает… Волга живёт… И будет жить-работать ещё много, много лет, если относиться к ней нынешнее поколение будет не иждивенчески, а с любовью, помогать ей, а не вредить, как иногда и довольно часто происходит.


Прикоснуться к Волге, пить её воду, любоваться её красотой хотят многие. Когда-то в Советском Союзе планировалось осуществить гигантский проект поворота серверных и сибирских рек на юг, в засушливые регионы. По множеству причин этот проект не был осуществлён. И, видимо, хорошо, что это не получилось. Множество раз находились желающие что-то сделать с Волгой, куда-то ей повернуть. Рылись даже каналы. Взять хотя бы Волжско-Донской канал, соединивший между собой Волгу, Дон и ещё десятки малых рек и речушек, напоивших их живительной влагой. Ничего не скажешь, хорошее дело. Уже много лет работает этот рукотворный канал, сделавший возможный путь из Каспийского в Чёрное море.


А недавно в средствах массовой информации было сказано о том, что Калмыкия намерена добиться осуществления проекта, который предусматривает направить Волгу по старому её руслу и обводнить безводную республику. Благое ли это дело, пока говорить рано. Но авторы проекта обводнения Калмыкии уверены, что их планы вполне осуществимы. Они считают, что реализация идеи позволит превратить Калмыкию в цветущий край. Надо сказать, что дорогостоящий проект получил предварительно одобрение федерального центра. Защищая проект в Москве, Калмыкия ссылается на данные аэрокосмических съёмок, где отчётливо видно, что в стародавние времена Волга протекала в самом центре республики.


В Советский период проектов по обводнению российских регионов было немало. Один из самых крупных из них – это проект «Большая Волга». Он должен был проложить глубоководный путь через всю страну: от Белого до Каспийского моря. Проект этот до сих пор не воплощён полностью. Такой длинный затяжной период обернулся нынешними проблемами в Волжско-Камском каскаде гидроузлов. Ведь именно они должны были одновременно решать две важнейшие задачи народного хозяйства: электрификации и перевозки грузов между севером и югом. До Великой Отечественной войны успели построить только три каскада из десяти запланированных. После войны строительство продолжилось. Да завершения оставалось всего ничего, как наступило время перестройки. И всё сразу застопорилось. В последние годы дела пошли на поправку. Но всё стало по-другому. И Волга теперь другая. И экологическая ситуация изменилась. Всё это не может не накладывать свой отпечаток на сложившуюся ситуацию. А она в этом году, как известно, просто катастрофическая. И особенно в плане экологической безопасности. Волга и ей притоки мелеют, заиливается дно, зарастают берега. Предприятия, которые были построены вдоль рек, отравляют отходами воду. А ведь эта вода идёт не только на хозяйственные нужды, но и на бытовые. Усугубляет положение обмеление. В данный момент на целом ряде волжских участков Волжско-Камского каскада ограничено судоходство. Маловодье опасно по целому ряду причин. И одна из них – гидрологическая. Это явление наблюдается всё чаще и чаще. От него, во-первых, страдает судоходство, во-вторых, снижается выработка электроэнергии, в-третьих, возникают проблемы с водоснабжением. Не случайно Астраханский «Водоканал» так настойчиво обращается к горожанам экономить воду, ограничит её потребление. Казалось бы, неплохая идея. Но ведь он просит уменьшить потребление воды для поливных нужд. А это значит, что те немногие деревца, которые были высажены во время субботников около домов и которые благодаря уходу и поливу сердобольных горожан выжили, могут засохнуть. У нас и так немного зелени, а если ещё и не поливать, останемся без неё.


А вот как отражается маловодье на энергоснабжении. Все, думаю, помнят лето 2010 года. Тогда на всех ГЭС Волжско-Камского каскада резко снизилась выработка электроэнергии. Потери составили 2,2-2,7 миллиарда киловатт/часов. Потери текущего лета будут, пожалуй, больше. Подождём итогов сезона.


Нехватка воды во время маловодья самым серьёзным образом может отразиться: на урожае сельхозкультур. В Астраханской области, например, практически все овощебахчевые площади орошаемые. И не удивительно, что земледельцы уже жалуются на постоянную нехватку воды.


Такая вот неприятная картина вырисовывается на Волге из-за маловодья.


Борис Касаткин, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 27 (637)