Известный астраханец представил свою стратегию развития Астраханской области

Чаплыгин Сергей Николаевич - директор ГКОУ АО Школа-интернат №7. В прошлом - областной депутат, член экономического совета МО г. Астрахань.

Сергей Николаевич предоставил для публикации на AST-NEWS.ru свою работу.

 

Региональная целевая программа

«Стратегия социально-экономического развития Астраханской области на период до 2035 года»

 

Цели программы: диверсификация экономики, рост доходов жителей с опережением инфляции, создание высокооплачиваемых рабочих мест, внедрение передовых технологий, фиксация цен и тарифов, вхождение в число регионов-лидеров ЮФО.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Нижеследующие предложения по включению в план стратегии развития нашего региона, вносятся исходя из понимания сути термина «стратегия», как совокупности последовательно принимаемых решений по каждому направлению или отрасли для создания долгосрочных устойчивых тенденций, которые предопределят будущее Астраханской области.

Начиная с 2005 года, когда была разработана первая Стратегия социально-экономического развития Астраханской области и по настоящее время, произошли ощутимые качественные изменения внешней и внутренней среды, в условиях которой существуют сегодня экономика и социальная сфера региона.

Мировой экономический кризис 2008 - 2009 годов и геополитические события, с 2014 года породившие беспрецедентные санкционные ограничения, затронули экономику Астраханской области в незначительной степени. Набор и структура ресурсного потенциала развития региона, не только избежали деградации, но и выявили дополнительные направления изыскания средств для реализации крупных региональных проектов.

В сфере налоговой и ценовой политики

По итогам 2017 года, в порядке инвестиционной значимости для региона и занимаемой доли в структуре ВРП (около 30%), бесспорным лидером остаётся нефтегазовый комплекс, объективно являющийся основой развития экономики Астраханской области.

На Юге России, регион стал крупнейшим центром добычи углеводородов. Но многомиллиардные вложения ПАО «Лукойл» и ПАО «Газпром» (90 млрд. руб.), вкупе с обретением неформального статуса «Каспийской столицы» России, пока не вывели область в число регионов-лидеров по уровню социально-экономического развития и по итогам 2017 года, в рейтинге субъектов РФ, Астраханская область занимала 54 место.

В значительной степени, качественного рывка не произошло вследствие налогового маневра в нефтегазовой отрасли, из-за чего бюджет Астраханской области лишился немалой части доходов. Только в 2015-2016 г.г., эти потери составили около 9 млрд. руб.

На фоне таких потерь регионального бюджета, выручка астраханских «дочек» самих нефтегазовых гигантов, с 2011 по 2017 г.г., выросла кратно. И если у компании «Газпром добыча Астрахань» она увеличилась чуть более, чем вдвое (см. диаграмму):


 

то выручка ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть» за этот же период, выросла в 15 раз, а чистая прибыль, более чем в 40 раз (см. диаграмму):

 

 

Очевидно, что без пересмотра такой налоговой практики, в большей степени в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть», изыскать внутри региона достаточный объём средств для достижения целей данной Стратегии, будет затруднительно.

Предлагаю: скорректировать условия взаимоотношений между региональной властью и руководством нефтяной компании, инициировав их изменения по одному из двух направлений:

1. Сохранение налоговых льгот при условии заключения двустороннего договора о проведении нефтяной компанией долгосрочной социально ориентированной ценовой политики в регионе, предусматривающей снижение розничных цен на ГСМ с последующей их фиксацией на весь период реализации Стратегии социально-экономического развития Астраханской области;

2. Отмена налоговых льгот для компании и получение бюджетом Астраханской области платежей по всем видам налогов в полном объёме.

 

 

В сфере промышленного производства

В 2015 году, Центральная комиссия по согласованию проектов разработки месторождений углеводородного сырья Федерального агентства по недропользованию (Роснедра), утвердила технологический проект разработки Левобережной части Астраханского газоконденсатного месторождения, где период рентабельной добычи определён до 2222 года, что позволяет ООО «Газпром добыча Астрахань» уверенно смотреть в будущее ещё более 200 лет.

Проект готовили специалисты головного института «Газпром ВНИИГАЗ», где в ноябре 2016 года проходила III Международная конференция «Газохимия-2016». В докладе заместителя Председателя Правления ПАО «Газпром» В. Голубева, представленном на конференции, были особо отмечены стратегические цели ПАО «Газпром» по созданию в регионах России новых газоперерабатывающих и газохимических предприятий.

В частности было заявлено, что на основе сырья Астраханского НГКМ, планируется создание мощностей по производству полиэтилена и других полимеров. Эти вопросы, с разной степенью интенсивности, обсуждаются в Астраханской области с начала 90-х годов. За это время, аналогичные проекты уже реализованы в других субъектах РФ.

Например, в г. Будённовске Ставропольского края, с 1998 года работает дочернее нефтехимическое предприятие ПАО «Лукойл» - ООО «Ставролен», производя ежегодно 300 тысяч тонн полиэтилена, 120 тысяч тонн полипропилена, 80 тысяч тонн бензола, 50 тысяч тонн винилацетата, уплачивая налоги в бюджеты всех уровней и обеспечивая стабильной, хорошо оплачиваемой работой около 2000 местных жителей.

Предлагаю: в рамках диверсификации экономики, реализовать на Астраханском газоперерабатывающем заводе проект по созданию производства полимеров, что позволит углубить переработку газового конденсата, наладить выпуск товаров народного потребления и различных технических комплектующих, создать сотни новых рабочих мест, регулярно получать дополнительные налоговые платежи в бюджет и укрепить экономические позиции Астраханской области на Юге России.

 

В сфере транспортной инфраструктуры и общественного транспорта

Астраханский транспортно-логистический узел продолжает строиться на условиях Федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие транспортной системы России (2010 – 2020 годы)», реализация которой, Постановлением Правительства РФ от 20.09.2017 г. № 1138 продлена до 2021 года включительно. В структуре ВРП Астраханской области, на транспорт и связь приходится 10%.

В случае выделения дополнительных бюджетных ассигнований, данной ФЦП предусмотрена возможность включения в соответствующую подпрограмму мероприятий по комплексному развитию дорожной, водной и портовой инфраструктуры Астраханской области в рамках международного транспортного коридора "Север - Юг" (Северная Европа - Россия - Иран - Индия с ответвлениями на Кавказ, Персидский залив, Центральную Азию).

Вероятность получения новым руководством региона дополнительных бюджетных ассигнований на эти цели, представляется достаточно высокой. Кроме того, из дорожного фонда Астраханской области, региональное Правительство планирует выделить около 12 млрд. руб. на приведение в нормативное состояние около 200 км автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения.

Но концентрация сил и средств на этом направлении должна быть существенно увеличена, так как общая протяжённость автомобильных дорог Астраханской области регионального, межмуниципального и местного значения с твёрдым покрытием (за исключением федеральных), составляет 3758 км и поставленная задача отремонтировать 200 км из них, не решает проблему в целом.

Проблему качества и долговечности автомобильных дорог Астраханской области, вызванную подвижностью земляного полотна (вертикальные проседания и горизонтальные смещения), можно решить только внедрением новых для региона технологий дорожного строительства с применением жёстких (железобетонных) дорожных одежд, в соответствии с действующими строительными нормами и правилами «Автомобильные дороги — строительные нормы и правила — СНиП 2-05-02-85 (утверждены Постановлением Госстроя СССР от 17-12-85 233, действующая редакция).

Такие виды дорожного покрытия отличаются от остальных высокой прочностью, малым износом, не превышающим 0,1 — 0,2 мм в год, большей продолжительностью строительного сезона (в сравнении с применением органических вяжущих) и главное — длительным межремонтным сроком в 30 — 40 лет, что обеспечит значительную экономию средств дорожного фонда и соответствующих государственных программ.

Предлагаю: Начать строительство в Астраханской области дорог межмуниципального и местного значения с обустройством цементобетонных армированных дорожных одежд. С технологией строительства таких дорог, в короткие сроки ставших основой транспортной системы развитых стран, можно ознакомиться на этом видео


 


Совершенствование сферы общественного транспорта региона должно вестись с учётом передового опыта Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Тулы, Тюмени, Ижевска и других российских городов, где активно развиваются новые виды электротранспорта, отличающегося экологичностью, отсутствием шума, экономичностью и, в отличие от привычных троллейбусов, автономностью. Причём в опытной эксплуатации находятся не импортные модели, а отечественного производства - ГАЗ, ЛиАЗ, КамАЗ, Volgabus и Тролза.

За рубежом, это направление уже подтвердило свою состоятельность. Например, в сопоставимом с Астраханью по численности населения, шведском городе Гётеборг (578 тыс. чел.), такие машины ходят уже 3 года и к 2025 году местные власти планируют перевести 95% всех городских пассажирских перевозок на возобновляемые источники энергии.

Парк китайского города Шеньчжень и вовсе насчитывает уже 16 тысяч электробусов. Для них построили 510 стационарных зарядных станций и около 8000 зарядных мини-установок. На конец 2018 года, в Китае насчитывалось более 200 тысяч электробусов и их количество продолжает расти.

Эта тенденция набрала такие обороты, что её уже не остановить. 10 стран мира официально заявили о предстоящем прекращении регистрации автотранспорта с бензиновыми и дизельными двигателями. В период с 2025 по 2030 г.г. от ДВС намерены отказаться Норвегия, Швеция, Дания, Ирландия, Исландия, Голландия, Израиль, Франция, Китай и Индия. Власти этих стран активно занимаются созданием у себя разветвленной инфраструктуры для подзарядки электрического автотранспорта.

Технический прогресс продвигается неумолимо и 10 октября 2017 года, Росстандарт утвердил стандарт для зарядных станций электромобилей ГОСТ Р 50571.7.722-2017 / МЭК 60364-7-722:2015 «Электроустановки низковольтные. Часть 7-722. Требования к специальным электроустановкам или местам их расположения. Источники питания для электромобилей».

Очевидно, что раньше или позже, но такой транспорт будет появляться в Астраханской области в растущем количестве и тогда придётся либо закупать такое оборудование за пределами области, либо, используя местные льготы и преференции, наладить его производство на месте, на выгодных для инвесторов условиях, которые предоставляет особая экономическая зона «Лотос».

Учитывая то, что у соседей по Каспию, Казахстана и Азербайджана, электротранспорт также получает развитие, а собственных производств зарядного и сопутствующего оборудования там нет, для Астрахани могут открыться экспортные возможности по освоению новых рынков сбыта высокотехнологичной продукции в ближнем Зарубежье.

Предлагаю: региональному Министерству промышленности, транспорта и природных ресурсов, с привлечением управляющей компании ОЭЗ «Лотос», поставить задачу по подбору инвесторов с целью организации производства электрических зарядных станций и сопутствующего оборудования для общественного и личного электротранспорта.

Ознакомиться с продукцией российских производителей аналогичного оборудования можно здесь и здесь. 

  

В сфере жилищного строительства

Вклад строительного комплекса в экономику региона, составляет около 9,5% ВРП, что несколько выше, чем в среднем по России. Строительство жилья остаётся локомотивом стройиндустрии Астраханской области, хотя ввод жилых домов в эксплуатацию заметно сократился с 575 тыс. м. кв. в 2015 году до 328 тыс. м. кв. в 2018 году (данные Астраханьстата).

Связано это не с техническими возможностями строительных компаний, а в первую очередь, со снижением платёжеспособного спроса на жильё. Горожане и гости областного центра часто обращают внимание на немалое число уже завершённых строительством крупных жилищных комплексов, большинство из которых остаются заселенными на 20 — 40%, несмотря на активную рекламу скидок и акции девелоперов.

В связи с ростом ключевой ставки ЦБ России до 7,75% в декабре 2018 года, основные банки - ипотечные кредиторы (Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Открытие, Промсвязьбанк и др.) также повысили стоимость ипотеки от 0,25 до 1,0%, что вызвало ожидания падения спроса на ипотеку к концу весны на 18 — 20%. Опыт показывает, что падение спроса — явление временное и во второй половине 2019 года рынок жилья должен оживится, но выйти на показатели даже 2018 года, будет очень непросто.

Чтобы пробудить активный интерес населения региона к приобретению жилья и инвестициям в недвижимость, необходимо снижение ставок по ипотечным кредитам, а также внедрение новых и новейших технологий жилищного строительства, позволяющих значительно снижать стоимость готовых жилых домов.

Таких технологических решений не так много, но они есть. Например, с 2015 года, ярославская станкостроительная компания «Спецавиа» запустила первое в Европе и СНГ серийное производство строительных 3D принтеров. К настоящему моменту специалисты компании разработали целый модельный ряд портальных строительных принтеров малого и большого формата для возведения индивидуального и многоквартирного жилья.

Строительство индивидуальных жилых домов по этой технологии даёт возможность экономить до 60% материалов и до 80% трудозатрат в сравнении с традиционными способами строительства. Скорость возведения «коробки» дома площадью 140 м. кв. составляет в среднем 120 часов. Цены на такие 3D принтеры у производителя начинаются от 2,7 млн. руб., включая компьютер управления с предустановленным лицензионным ПО.

Предлагаю: учитывая предстоящее выделение 2000 земельных участков для ИЖС многодетным семьям, сформировать на базе одного из подведомственных учреждений Министерства строительства и ЖКХ Астраханской области, опытный парк строительных 3D принтеров, разработать каталог адаптированных к ним проектов индивидуального жилья и сдавать эти мобильные строительные комплексы в аренду многодетным семьям для быстрого и малозатратного возведения жилья на выделенных им участках.          

ВИДЕО: Как работает такое оборудование и какими возможностями обладает: 


 

В сфере туризма

Предлагаю: в рамках стратегии развития культурного туризма в Астраханской области до 2020 года, реализуемой региональным Министерством культуры и туризма, разработать проект строительства в парке «Аркадия» полноразмерной копии сгоревшего в 1976 году одноимённого летнего деревянного театра, с учётом применения новых огнезащитных технологий и воссоздания интерьеров театра конца XIX – начала XX веков.

Предусмотреть установку в театре аудиовизуальных и мультимедийных средств для трансляции сохранившихся записей выступлений знаменитых исполнителей, выступавших в театре — Федора Шаляпина, Леонида Собинова, Валерии Барсовой и других. В дальнейшем, включить театр «Аркадия» в перечень туристических объектов Астраханской области и соответствующие туристические маршруты.

При разработке проекта, в качестве образца использовать точную копию театра в масштабе 1:40, созданную группой энтузиастов во главе с Андреем Пальцевым.