Губернатор Астраханской области Александр Жилкин пообещал отобрать земельные участки у компаний, планировавших вложить деньги в развитие порта Оля. По его мнению, компании не выполняют взятых на себя обязательств по строительству первой очереди порта. Инвесторами выступают ООО «Астрахань-нефтересурс», ЗАО «Промышленные инвестиции» и ЗАО «Морской торговый порт Оля». Инвесторы считают, что выполняют свои обязательства. Эксперты полагают ,что им нечего бояться за свой бизнес в Оля.

Губернатор Астраханской области объявил, что собирается наказать инвесторов, которые не выполняют взятые на себя обязательства по строительству первой очереди порта Оля. Александр Жилкин выдвинул условие: если эти инвесторы до 15 мая «от слов не перейдут к делу», у них начнут отбирать арендованные участки. Губернатор дал поручение руководству муниципалитета подготовиться к соответствующей процедуре. «Мы до сих пор не увидели желания некоторых инвесторов развивать порт, поэтому отныне разговор будет жесткий», - объяснил свои действия глава области.

Согласно проекту первой очереди порта, строительство которой началось в 1993 году, помимо действующих 10 причалов государство должно на свои средства возвести еще 5. В то время как инвесторы обязаны построить новые складские помещения, административные здания, внутрипортовые пути, закупить и установить краны и другую погрузочную технику, провести коммуникации. Всего в аренде у частных инвесторов сейчас находится около 100 га земли.

Морской порт «Оля» является пунктом перевалки транспортного коридора «Север-Юг». Рассчитан на перевалку 4 млн тонн грузов в год; фактически в 2008 году было отгружено около 550 тыс. тонн. Через порт идет перевалка черных металлов, химикатов и соды, автомобилей, пиломатериалов. В порту 9 причалов. 1-5 арендуют компании дагестанского бизнесмена Магомеда Пашаева ЗАО «Промышленные инвестиции» и ЗАО «Морской торговый порт Оля». 6, 8, 9 – ООО «Астрахань-Нефтересурс», учредителями которого выступили правительство Астраханской области, сын Виктора Черномырдина Виталий и депутат Госдумы РФ Петр Гужвин.

Руководитель федерального агентства морского и речного транспорта Александр Давыденко заверил, что федеральный бюджет оплатит строительство новых причалов. Однако точную сумму чиновник не назвал. При этом он поддержал идею астраханского губернатора, заявив, что пора «разобраться с нерадивыми портфельными инвесторами», которые «неизвестно зачем присутствуют и непонятно что собираются делать».

В администрации Лиманского района о предстоящей процедуре изъятия земли с «Ъ» разговаривать не стали.

По словам заместителя областного министра промышленности, транспорта и связи Владимира Дергунова, кто из инвесторов попадет под изъятие участков, пока не определен. Точную сумму инвестиций, которую ждут от частных компаний, он также не смог назвать.

Другой источник в областных властных структурах заявил, что, по его мнению, возможно, кто-то из инвесторов специально не возводит на некоторых участках объекты, планируя эти участки перепродать. По словам источника, почти все участки выделены на срок 49 лет, однако некоторые имеют временное ограничение, связанное с конкретным проектом. «Строительство комплекса по переработке пиломатериалов, например, должно закончиться в 2010 году, - тогда можно изъять без иска о возмещении ущерба», - сделал вывод источник.

Инвесторы не согласны с претензиями властей. В ООО «Астрахань-Нефтересурс» сообщили, что вложили в порт 120 млн рублей, а всего сумма инвестиций должна дойти до 50 млн долларов. «Мы строим газопровод, водопровод, пожарное депо, закупаем самые лучшие краны и погрузчики, на нас 80% инфраструктуры порта- перечисляет гендиректор Александр Кормылев. – Создается впечатление, что областные власти живут по каким-то своим законам, если думают, что так легко могут взять и изъять наши 26 га».

Источник, близкий к ЗАО «Морском торговом порте Оля» заявил, что государство само не торопится исполнять свои обязанности. «Нам почти год не могут передать несколько участков земли, находящихся в распоряжении ФГУП «Росморпорт», не готов обещанный пограничный пункт пропуска, стопорится вопрос о создании свободной экономической зоны», - негодовал источник. В ООО «Астрахань-нефтересурс» сообщили, что уже 2 года ждут от областных властей оформления земли под земляной карьер и год и семь месяцев – от федерального правительства перевода земель «из лесного фонда в нелесной». «Нас спрашивают: чем бы государство может помочь? – рассказывает Александр Кормылев. – Не мешая! Бюджетные деньги можно закопать, а мы свои внимательно считаем».

По мнению экспертов, инвесторам незачем бояться заявлений чиновников. «Власти понимают, что еще года три экономика будет отходить от кризиса, - рассуждает старший аналитик ИФК «Солид» Евгения Талалаева, – Но все же действительно инвесторам лучше начать вкладывать деньги, если они хотят сохранить хорошие отношения с государством». «Правда, свои обязательства по инвестициям государство тоже может не выполнить, - добавила госпожа Талалаева. – Оно обещает деньги КАМАЗу, ВАЗу – однако пока никому еще не дало».

Алексей Дмитриев,

alexey-dmitriev.livejournal.com