20 ноября вступят в силу очередные поправки в правила дорожного движения. Если не считать нюансов, основные изменения коснулись четырёх правил – пользования ближним светом фар, обгона, проезда перекрёстков и пропускания пешеходов.

Теперь ближний свет фар необходимо будет включать даже днём и даже во время движения по городу. Напомним, пока ещё ближний свет фар водители обязаны включать либо в тёмное время суток, либо при выезде за пределы населённого пункта. Какой логикой руководствовались принимавшие новое правило – неведомо. По официальной версии, с включенным ближним светом фар автомобиль видно гораздо лучше, что позволит предотвращать аварийные ситуации. Однако, если при движении на трассе, когда автомобили едут на достаточно высокой скорости и не плотным потоком, это ещё какую-то роль играет, то при движении в городских заторах – вряд ли.

Скорее, нововведение принесёт больше неудобств водителям, чем реальной пользы. Хотя эта польза, скорее всего, будет для сотрудников ДПС, которые 20 ноября явно перевыполнят план по штрафам. Всё-таки привычку включать фары днём водители пока не приобрели. Да и сами автомобили как-то не особо приспособлены для использования днём света фар. Взять, к примеру, отечественные, на многих из которых вообще нет индикатора, показывающего - включены фары или нет. Так как раньше было логично такой индикатор не предусмотреть – фары включались исключительно в тёмное время суток (поправку о включении днём на трассах приняли тоже недавно), потому не заметить, включены они или выключены, было трудно.

Теперь о фарах нужно помнить даже в тот момент, когда ставишь автомобиль на стоянку, ведь при включенных фарах посадить аккумулятор и получить реальную перспективу заводить машину «с толкача» станет просто.

С введением этого правила вводится и новый термин «дневные ходовые огни». Как говорят в официальной хронике, некоторые автомобили иностранного (!) производства оборудуются этим устройством, представляющим собой лампочки, которые автоматически включаются при начале движения. Вот тут всё идеально, раз нужно постоянно держать их включёнными, то почему бы не доверить это дело автоматике, тем более, что ничего сложного в схеме такого устройства нет – завёл мотор – огни и включились. Одно но. Ключевое слово – иностранного производства. То есть, на отечественные автомобили такое не устанавливается и, мало того, устанавливаться не планируется. Это в то время, когда по всем каналам идёт информация, что АвтоВАЗ будет сотрудничать с иностранными производителями, и некоторые детали «Калин» будут использоваться и в разработках ведущих мировых брендов. Хотя, обычное дело, когда на высокие цели замахиваются, а чтобы сделать простую лампочку с реле, нужны десятилетия.

Суть в том, что на словах, поддерживая отечественный автопром и повышая пошлины на иномарки, на деле наши власти принимают такие правила, которые пригодны только при вождении на автомобилях иностранного производства. Отличный пример, как у нас могут насаждать патриотизм, который сами же и не поддерживают.

Теперь по поводу пешеходов. В принципе, им и раньше нужно было уступать дорогу на пешеходных переходах, причём с резким увеличением штрафа за нарушение этого правила. Однако власть всё равно осталась недовольной, и потому правило несколько отредактировали. Теперь пешеходу нужно уступать дорогу уже с того момента, когда он только ступил на проезжую часть, а не когда уже целенаправленно начал переходить дорогу, как было указано ранее. На фоне всеобщей моды парковать машину в непосредственной близости от пешеходного перехода, закрывая видимость и самим пешеходам, и другим водителям, а также учитывая привычку пешеходов ожидать на переходах маршрутные такси, это может привести к тому, что либо у переходов выстроятся громадные пробки, либо за переходами выстроятся очереди автомобилистов на оформление протоколов. Кому от этого станет лучше – неизвестно, но явно не пешеходам, которые от смены формулировки вряд ли увидят хоть какие-то изменения.

Правила, касающиеся обгона, подвергались изменению уже не один раз. Раньше можно было обгонять транспортные средства, двигающиеся со скоростью менее 30 километров в час там, где других обгонять нельзя, потом это правило зачем-то отменили, и водителям приходилось длительное время тащиться за каким-нибудь трактором. Сейчас опять вернули возможность обгонять такие транспортные средства, добавив важное замечание – исключительно при наличии на транспортном средстве специального знака. В итоге получилось что-то среднее из двух предыдущих вариантов.

Введено новшество в перекрёстки с круговым движением. На наших дорогах действует правило «помеха справа», которое водители учат прямо с первых занятий в автошколе. Суть его в том, что, если дороги равнозначные, нужно пропускать того, кто выезжает справа от тебя. Действует это правило везде, в том числе, и на дорогах с круговым движением, то есть, выезжая из круга, водитель обязан пропустить тех, кто на него заезжает. В то же время в европейских странах преимущество имеет тот, кто с круга выезжает. И вот теперь у нас тоже решили сделать движение по европейскому образцу.

Казалось бы, разницы никакой, одна путаница. Однако так кажется только на первый взгляд. На самом деле, при существующем у нас порядке проезда таких перекрёстков, возникает одна проблема. Когда дорога загружена, на круге скапливается «хвост» из автомобилей, которые в итоге начинают мешать и заезжающим на круг. В результате происходит затор. При проезде по европейской системе такого не происходит, так как очередь стоит на въезде в круг и никому не мешает. Противники данного решения стали говорить, что многие просто не вспомнят о новом правиле. В итоге кто-то будет ехать, думая, что его должны пропустить, т.к. он выезжает из круга, а другой, в это время, будет считать себя «помехой справа» и тоже поедет. Но никто не собирается вводить данное правило «по умолчанию». В ПДД чётко сказано, что такой тип движения происходит только в том случае, если рядом со знаком «круговое движение» стоит знак «уступи дорогу» или «проезд без остановки запрещён». То есть, по сути, для водителей ничего не меняется, движение для них так и регулируется стандартным набором знаков. Пример в Астрахани – это перекрёсток у ТЦ «Три Кота», там сейчас как раз главной дорогой считается кольцо, причём ввели там такое движение задолго до введения новых правил, просто поставив знаки. Да, конечно, приходится видеть, как водители иногда путаются и пытаются ехать по «помехе справа», но это происходит не так уж и часто, так что ничего критичного тут нет.

Возникает закономерный вопрос – а зачем вообще тогда эта поправка нужна, если и раньше никто не мешал повесить знаки как надо и сделать кольцо главным без неё? Видимо, поправка указывает на то, что в ближайшее время рекомендуется такими знаками оснастить большинство перекрёстков и сделать, тем самым, такое движение нормой.

В принципе для большинства водителей на этом поправки и заканчиваются. Их можно критиковать, можно считать, что они принимаются исключительно из каких-то только ГИБДД ведомых мотивов, но соблюдать всё равно придётся, по крайней мере, пока не выйдут новые. Так что, удачи на дорогах!

Вадим Окороков,

"Факт и компромат" № 36, 17.11.10.