В современном информационном обществе вопросы защиты информации, обеспечения специальной связи правительственных структур и главы государства, играют важнейшую роль в общей системе национальной безопасности. Соответственно, со времени развития систем связи, возникла и необходимость в существовании специальной структуры, которая могла бы эффективно обеспечивать как защиту передаваемой информации, так и перехват информации противника.
Правительственная связь – это особый подвид системы связи, который предназначен для обслуживания органов государственной власти. Основные его характеристики – особый режим функционирования мероприятий по обеспечению конфиденциальности и защиты информации.
Связь в системе высших органов государственной власти – это важнейшая составная часть процессов государственного управления.
В настоящее время она обеспечивает своим абонентам ведение телефонных переговоров, сеансы видеосвязи и обмен документальными сообщениями с необходимыми и достаточными уровнями безопасности. Правительственная, а ныне специальная связь, на протяжении 90 лет своего существования прошла сложный путь своего развития от высокочастотной телефонии до современных видов специальной телефонной, документальной и видеосвязи. Главной отличительной чертой является ее постоянное и безусловное наличие в любых, самых сложных условиях работы государственных органов. История правительственной связи с самого начала ее появления и до настоящего времени свидетельствует о том, что государственные органы всегда имели возможность, вести секретные телефонные переговоры и обмениваться документальными сообщениями через систему специальной связи и это уже давно стало закономерностью. Это результат каждодневных усилий, высокого профессионального уровня и ответственности должностных лиц органов управления, руководителей подразделений и инженерно-технического персонала системы специальной связи.
С появлением в XIX веке средств электрической связи и вплоть до конца 20-х годов ХХ века электросвязь для нужд государственного управления в нашей стране обеспечивалась в основном по сетям связи общего пользования. Основным видом электросвязи являлась телеграфная связь. При огромных пространствах России важное значение приобрёл «беспроволочный телеграф» по каналам радиосвязи. При этом скрытность телефонных разговоров практически не обеспечивалась.
Исходя из этого, Объединённое государственное политическое управление при Совете Народных Комиссаров СССР в 1928 году приступило к созданию собственной сети междугородной высокочастотной связи. Её условно назвали «ВЧ-связь». Впервые она была установлена в 1930 году с Харьковом, тогда столицей Украины, затем с другими городами и вскоре стала активно использоваться для управления государством, получив официальное наименование «правительственная ВЧ-связь».
1 июня 1931 года официально считается Днем создания правительственной связи СССР. Именно тогда в стране была пущена в эксплуатацию собственная сеть междугородней ВЧ связи.
В этом году мы отмечаем юбилей – 90 лет со Дня образования правительственной связи.
Главной особенностью конструкции телефонных аппаратов стало наличие простейшего устройства маскировки речи от прямого прослушивания. Одновременно с производством таких «аппаратов маскирующего действия» специалисты активно вели разработку сложной шифрующей аппаратуры. Специально для ВЧ-связи была пущена в работу и первая отечественная автоматическая междугородная телефонная станция (АМТС), что ускорило развитие телефонной связи общего пользования, положив начало автоматизации процесса соединения абонентов.
В годы Великой Отечественной войны правительственная связь играла важнейшую роль в обеспечении оперативного управления войсками, государственными учреждениями и промышленными предприятиями, партийными структурами страны.
Подразделения правительственной ВЧ-связи во взаимодействии со специалистами Наркомата связи, связистами Красной Армии участвовали во всех операциях Великой Отечественной войны, а затем Дальневосточной кампании и выполнили возложенные на них задачи.
Работа ВЧ-связи неоднократно отмечена в приказах Верховного Главнокомандующего, высоко оценена видными военачальниками.
Маршал Советского Союза А.М.Василевский: «Будучи начальником Генерального штаба, я ни одной минуты не мог обойтись без ВЧ-связи, которая, благодаря высокой сознательности и мастерству воинов-связистов, наилучшим образом обеспечивала оперативное руководство действующими фронтами и армиями».
Маршал Советского Союза И.С.Конев: «Надо вообще сказать, что эта связь, как говорится, нам была Богом послана. Она так выручала нас, что надо воздать должное и нашей технике, и нашим связистам, специально обеспечивавшим эту связь ВЧ и в любой обстановке буквально по пятам сопровождавшим при передвижениях всех, кому было положено пользоваться этой связью».
В первые послевоенные годы велась напряжённая работа по восстановлению и развитию правительственной связи. Создавалось новое оборудование связи, шифрующая аппаратура, работающая на совершенно новых принципах. Сеть кремлёвской АТС стала выделенной, не сопрягающейся с сетями общего пользования сетью правительственной городской связи.
В 50-х годах организацией канала ВЧ-связи Москва-Пекин началось создание правительственной международной связи.
В эти годы активно создавалась новая техника для обеспечения связи в полевых условиях. С этой целью первоначально разработаны портативные системы передачи, маскирующая (в дальнейшем и шифрующая) аппаратура.
В 60-е годы с разработкой искусственных спутников Земли появилась возможность использования орбитальных ретрансляторов, снизивших зависимость от проводных и радиорелейных линий.
Октябрь 1962 г. вошёл в историю как время «Карибского кризиса», что явилось кульминацией «холодной войны» и поставило человечество на грань ядерной катастрофы. Тогда проблема была решена политическими средствами, но стало очевидным, что при подобных ситуациях длительный обмен мнениями по дипломатическим каналам неприемлем. Исходя из этого, 31 августа 1963 года начала действовать так называемая «горячая линия» прямой документальной связи Москва – Вашингтон. Позже подобные линии были организованы со столицами ряда других государств.
В 70-е годы завершилась автоматизация процесса соединения абонентов стационарной сети правительственной связи, появились более совершенные шифраторы, перевозимые узлы связи, резервная сеть КВ-радиосвязи. Руководители государства стали обеспечиваться связью при их перемещении, как в пределах страны, так и практически в любой точке Земли.
В 80-е и последующие годы, несмотря на трудности экономического характера, продолжалась разработка новых технических средств, в частности, коммутационной техники междугородной и городской связи, шифраторов нового поколения, станций и отдельных технических средств спутниковой, тропосферной, коротковолновой и УКВ связи, многофункциональных узлов связи на бронетехнике и других средств.
26 июня 1990 года в составе правительственной связи была создана система связи для Президента СССР.
После известных событий августа 1991 г. правительственная и президентская связь действовали сначала в составе Комитета, а затем Федерального агентства правительственной связи и информации ФАПСИ.
По решению главы государства в 1992 году система президентской связи стала выделенной: её технические средства и обслуживавший их личный состав были переданы из ФАПСИ в Главное управление охраны России (с июня 1965 года – Федеральная служба охраны).
19 февраля 1993 года главой государства был подписан закон «О федеральных органах правительственной связи и информации». Тем самым была создана комплексная (совместно с другими законами) правовая база для деятельности органов правительственной связи и информации.
Структура ФАПСИ была упразднена 1 июля 2003 года. Ее место заняла Служба специальной связи и информации. А спустя чуть больше года данное подразделение Президент России включил в состав ФСО.
История правительственной связи богата многими событиями. Поистине бесценен опыт работы в «горячих точках» (Афганистан, Северный Кавказ), в экстремальных ситуациях техногенных катастроф, стихийных бедствий. Например, после аварии на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 года правительственная связь была экстренно организована непосредственно с районом аварии, другими пунктами пребывания государственной комиссии.
Главной отличительной особенностью специальной телефонной, документальной связи и видеосвязи, предоставляемой ими, является их безусловное наличие в любых условиях мирного, военного времени и в кризисных ситуациях.
Президентская и правительственная связь всегда отличались высокими показателями качества, особенно по безопасности и своевременности. Сегодня уровень предоставляемых услуг специальной связи и удобство пользования средствами специальной связи соответствуют самым высоким требованиям. События в ряде кавказских республик это подтвердили, когда при обострении обстановки специальная связь ФСО России оставалась порой единственным каналом управления и взаимодействия органов государственной власти, руководителей силовых структур.
Подразделения ФСО России, уполномоченные в области специальной связи и информации, и сегодня продолжают выполнять боевые задачи по обеспечению систем управления антитеррористическими операциями в Северо-Кавказском федеральном округе. Имеющиеся технические средства позволяют в случае необходимости предоставить абонентам закрытую телефонную, шифрованную документальную и защищенную видеосвязь практически из любого неподготовленного района.
Подразделения ФСО России, уполномоченные в области специальной связи и информации, всегда показывали свою готовность и способность оперативно реагировать на изменения в потребностях государственного управления в самых сложных условиях. В последние годы успешно выполнялись задачи обеспечения государственных органов специальной связью на саммитах G8 в Санкт-Петербурге, АТЭС во Владивостоке, на Универсиаде в Казани… Огромную организаторскую и технологическую работу провели сотрудники подразделений ФСО России накануне и в ходе Олимпиады в Сочи в 2014 году. В связи с образованием двух новых субъектов – Республики Крым и города Севастополя – были приняты экстренные и эффективные меры по обеспечению государственного управления специальной связью за счет доразвертывания фрагментов сетей специальной связи на этих территориях и присоединения их к действующим сетям связи специального назначения.
Пройдя долгий путь становления, современная специальная связь в условиях бурного развития информационных технологий и возникновения новых глобальных угроз по-прежнему соответствует своему предназначению, решая ряд ответственных задач по совершенствованию специальных и конфиденциальных систем коммуникации, внедрению современного оборудования, отвечающего самым высоким стандартам качества и надежности, обеспечивая управление государством.
Алексей Пешков, специально для AST-NEWS.ru