Выступление руководителя администрации губернатора Астраханской области К.З. Шантимирова в Совете Федерации 06.06.2013 г.

6 июня 2013 года в Москве под председательством Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко состоялось заседание Консультативного Совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями, посвященное законодательному обеспечению реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года.

На заседании Совета с докладом выступил руководитель администрации Губернатора Астраханской области К.З. Шантимиров, который озвучил конкретные предложения по рассматриваемому вопросу от органов государственной власти Астраханской области в части регулирования миссионерской деятельности, миграционного законодательства, системы уголовных наказаний за преступления против конституционного строя. Приводим сокращенную версию его выступления.

Наша область - приграничная, к тому же близко расположена к Северному Кавказу. Регион испытывает серьезную миграционную нагрузку за счет притока трудовых мигрантов из Азии. Особо волнует незаконная и неучтенная миграция извне. Следует добиваться и дальше от федеральных структур совершенствования учета мигрантов. Вот, конкретная проблема – с введением правила о патентах стало практически невозможно учитывать иностранцев, которые свободно могут менять место своей регистрации. Очевидно, мы теряем возможность мониторинга в этой части. Необходимо отрегулировать этот вопрос федеральным законом.

Также хочу обратить ваше внимание и на то, что нет пока законного механизма, как сочетать заявки предпринимателей на привлечение иностранных работников и контроль ситуации на рынке труда в отдельных местностях. Главам муниципальных образований нужны определенные полномочия в этой сфере, поскольку они несут ответственность за результаты социально-экономического развития своей территории, за социальную напряженность.

В Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации предусмотрена «реализация мер, направленных на противодействие попыткам фальсификации истории, ревизии характера и итогов Второй мировой войны». Почему бы не принять юридические меры противодействия попыткам намеренного искажения отечественной истории в целях идеологического обоснования и оправдания национального сепаратизма? Предлагаем предусмотреть ответственность юридических и физических лиц за распространение материалов, направленных на конфронтацию между народами Российского государства путем искажения прошлого.

Актуальный характер в условиях межэтнических конфликтов на территории России приобрела статья 244 Уголовного Кодекса РФ, запрещающая надругательство над телами умерших и местами их захоронения. Уголовный Кодекс за эти преступления устанавливает наказания, несоразмерные с традиционными представлениями значительной части населения страны о причинах и тяжести таких деяний. По России мы видели неоднократные акции надругательства над местами захоронений, в том числе и Вечным огнем. В Астрахани такое имело место 23 февраля этого года.

Недостаточная тяжесть наказания по закону рождает представления о его несправедливости, о приоритете норм обычного права. А по обычаю ряда народов такие деяния влекут позор на все их семьи и требуют сурового наказания виновных. Мягкость же наказания с точки зрения морали оставляет преступление не искупленным даже после свершения правосудия в отношении виновных.

С сопредельных территорий совершаются упорные попытки распространения радикальных религиозных, националистических и сепаратистских идей. УК РФ (ст. 208) запрещает создание незаконных вооруженных формирований - НВФ. За участие в НВФ, в том числе создаваемых религиозными и национальными сепаратистами, предусмотрена максимальная ответственность - лишение свободы на срок до 5 лет. В то же самое время участие в бандитском сообществе предусматривает лишение свободы на срок до 20 лет (ст.209).

Не надо ли нам еще раз подумать о системе наказаний за преступления экстремистской направленности, в том числе за незаконные вооруженные формирования?

В целях недопущения распространения радикальных идей различных деструктивных вероучений было бы целесообразным принятие Федерального закона «О миссионерской деятельности», который будет регулировать порядок осуществления и прекращения по сути бесконтрольной миссионерской деятельности на территории Российской Федерации. Необходимо с точки зрения мониторинга регламентировать условия и порядок пребывания миссионеров в Российской Федерации.

Было бы целесообразным внести дополнение в ст. 11 Федерального Закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» со следующей формулировкой - «Решение о государственной регистрации религиозной организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений или его территориальным органом, с учетом согласования данного вопроса с территориальными правоохранительными органами и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации».

В заключении хотелось бы отдельно остановиться на проблеме возрождения традиционной русской культуры. Любой национальный регион тщательно оберегает культуру титульного народа, создает и развивает прикладные и научно-исследовательские центры. Парадокс, но в России крайне мало центров русской культуры. У нас открыто говорят о проблемах национального меньшинства. И вообще любого «меньшинства»... Складывается впечатление, что самосознание русских, а это 80% населения страны, уже не является вопросом государственности.

В.В. Путин, как публичный политик такого ранга высказался о роли русского народа в своей известной статье «Россия: национальный вопрос» впервые, пожалуй, за сто лет. Однако за теми, кто заявляет о нуждах русских, СМИ немедленно закрепляют ярлык - «националисты». Надо, наконец, признать без лукавства, что нынешнее состояние русской культуры – сердцевина межнациональных проблем.