Качество путинских горячих обедов для школьников в Астрахани под угрозой

Качество выполнения поставленной президентом России Владимиром Путиным задачи по организации горячего питания в школах Астрахани под большим вопросом.

Астраханские предприниматели в минувшем учебному году отлично справились с задачей по обеспечению школьников качественным питанием, соблюдя все требования государства, прежде всего, по меню. Не вызвав ни малейших нареканий ни у проводивших многочисленные проверки госорганов, ни у руководителей школ, ни у родителей. Большинство из этих предпринимателей и раньше на протяжении многих лет качественно и полезно кормили наших юных земляков.

Коммерсанты инвестировали собственные и заёмные средства в инфраструктуру школьных пищеблоков: отремонтировали их, закупили новое оборудование и посуду, дали рабочие местам специалистам и даже оказывают благотворительную помощь школам.

Но на пороге нового учебного года астраханские предприниматели неожиданно столкнулись с проблемами. Примерно в половине объявленных администрацией Астрахани аукционах на организацию горячего питания в школах введены процедуры, по которым ранее успешно кормившие младшеклассников предприниматели теперь не могут получить допуск к участию в этих торгах. Это противоречит закону и может привести к проблемам с организацией питания. А астраханский малый бизнес, крупно вложившийся в прошлом году в это дело и эффективно его организовавший (многие до сих пор выплачивают взятые кредиты), будет просто-напросто уничтожен.

 

Торги для столичных корпораций

Часть конкурсов объявлена для ограниченного круга участников закупки, с такими условиями, которые автоматически отодвигают от участия в торгах именно астраханских предпринимателей – представителей малого и среднего бизнеса, прокладывая дорогу к госконтрактам иногородним крупным корпорациям, что запрещено законом об организации горячего питания в школах.

Одним из критериев закупок является требование – наличие опыта исполнения ранее крупных госконтрактов на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов. И стоимость такого ранее исполненного контракта должна составлять не менее 20 процентов от начальной цены контракта, на право заключить который сейчас проводится конкурс. Опыт-то у местных предпринимателей имеется, причем многолетний и успешный. Но контракты, по которым они ранее работали, заключались на месяц или квартал, а сейчас планируется на целый год. Таким образом, разыгрываемые сейчас контракты имеют цену порядка 7 млн рублей. И 20 процентов от этой суммы – это полтора миллиона рублей. Таких денег в предыдущих маленьких контрактах не было и быть не могло. Соответственно, астраханские предприниматели, которые ранее успешно кормили местных школьников, теперь не могут участвовать в закупках и продолжать свою деятельность.

Если эти аукционы рассчитаны на крупных иногородних игроков, а именно такие выводы напрашиваются, то в Астраханской области уже есть прецедент, какими проблемами это может обернуться. Все школы Приволжского района в минувшем учебном году кормила московская фирма. За этот период администрация района подала большое количество жалоб на них в генеральную прокуратуру, в которых привела многочисленные факты нарушений по организации питания. Но, как показала практика, в Москве до Астрахани особого дела нет. Столичной фирме всё сошло с рук. И это то будущее, которое ждёт теперь Астрахань, администрация которой объявила часть аукционов, удобных крупным иногородним компаниям. Именно они, видимо, будут кормить наших детей, причем, как вздумается, на что повлиять никто не сможет.

Также в условиях конкурсов прописаны требования к предпринимателям - предоставить копии дипломов о профильном образовании своих сотрудников, что допускает неоднозначное толкование о порядке предоставления таких документов, вводит участников закупки в заблуждение и может отразиться на решении конкурсной комиссии при определении победителя. С персоналом ни у кого проблем нет. Но в документах непонятно, сколько человек персонала нужно заявить. И как оцениваются участники с 1 поваром и с 20 поварами?

 

Качество питания под большим вопросом

Особо отметим, что вопреки закону в объявленных конкурсных процедурах не учтено питание для школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Да и в целом, даже если абстрагироваться от юридических препонов с ограничениями для местного малого и среднего бизнеса, ситуация с проведением торгов в Астрахани становится опасной для здоровья школьников, так как уже есть примеры, при которых становится очевидным, что организация питания в ряде школ закончится откровенной халтурой и некачественной едой.

Приведём в пример итоги конкурса на организацию питания в школе № 27. Здесь кормить детей вместо предыдущего предпринимателя, успешно отработавшего прошлый учебный год, будет новая ИП - Бундина, которая, чтобы добиться в ходе аукциона контракта с государством, снизила цену с 64 руб. 27 коп. до 40 руб. на питание одного ребёнка. При этом, у неё пока что нет никаких документальных доказательств, как она сможет за такую низкую цену соблюсти все требования разнообразного, полноценного, полезного и утверждённого заказчиком меню, себестоимость которого варьируется от 45 до 60 рублей. Как, а главное, чем будет кормить детей предприниматель по цене, которая ниже себестоимости самих продуктов? Не говоря уже о том, на какие средства будут получать зарплату её работники и она сама? Этого можно добиться путём тотальной экономии. Например, можно на всю школу отварить большую кастрюлю самых дешевых макарон. Но это будет злостным нарушением утверждённого меню. Начнутся жалобы, скандалы, публикации в СМИ. Этого ждут наши чиновники?

Если власти не обращают на это внимание сейчас, то придётся вмешиваться в ситуацию, когда уже будет не только потеряно время, но и начнутся большие скандалы вокруг того, что будут подавать на стол многочисленным детям, чьи родители уж точно не дадут в обиду своих чад. Да и другим астраханцам, чьи дети пойдут 1 сентября в школу, рекомендуем принять активное участие в мониторинге организации школьного питания, на что они имеют полное право.

В ситуацию с госзакупками на организацию горячего питания в астраханских школах нужно вмешаться Правительству Астраханской области, прокуратуре, УФАС и, конечно же, общественности. И делать это надо срочно.