Как Астрахань на Италию равняется. Пока лишь в плане проблем с мусором
Решив не дожидаться указки из федерального центра, Астраханская область встала на путь «европейского развития». Однако по исторически сложившейся традиции, некоторые местные руководители выбрали в качестве примера не самые лучшие образцы для подражания. Речь – о проблеме с вывозом и утилизацией мусора в Астраханской области. Складывается впечатление, что отдельные «эффективные менеджеры» решили воспроизвести на астраханской земле сценарий неаполитанского мусорного кризиса, начавшегося в Италии в далёком 2007 году и продолжающегося по сей день.

Астрахань и близлежащие населенные пункты, словно города Южной Италии, столкнулись с несвоевременным вывозом отходов, несмотря на то, что ежемесячно вносимая плата за его уборку, казалось бы, должна была избавить горожан от подобной напасти.

Это выглядит странно и потому, что и вывоз, а уж тем более и переработка мусора относятся к одному из самых прибыльных видов бизнеса. Недаром в той же Италии этим занимается мафия, которая знает толк в получении сверхприбыли.

Но, как показывает время, даже наличие финансовых средств не является залогом эффективного исполнения профессиональных обязанностей. Особенно это касается сферы жилищно-коммунального хозяйства.

В качестве примера можно привести ситуацию с капитальным ремонтом жилых зданий в Астрахани, тариф на который скоро обещают повысить. Собранные ранее на эти цели средства в размере 360 млн руб., которые и были направлены на ремонт более трёхсот многоэтажек в Каспийской столице, так и остались неосвоенными полностью: из запланированных к приведению в порядок зданий была отремонтирована лишь пятая часть. То ли собранные деньги банально «крутят» в банках, зарабатывая на процентах, то ли вся беда в низкой эффективности организации работ.

Как возник неаполитанский мусорный кризис? Причина в неблагополучной социальной среде этих областей Италии, где доминируют мафиозные и полумафиозные структуры, сросшиеся с местными органами власти. Этот симбиоз контролирует не только теневую, но и легальную экономику. Вывоз мусора в той частиАпеннинского полуострова управляется именно мафиозными структурами, прибегающими в борьбе за доминирование в бизнесе даже к крайним мерам. Итогом «передела сфер влияния» стал факт, когда мусор просто-напросто стало некому убирать. Так не эта ли причина лежит в основе «мусорного коллапса» и в южном форпосте России?
Почему на фоне постоянного роста тарифов на вывоз и переработку отходов эффективность оказываемой услуги стремительно катится вниз? Получается, что чем выше тарифы, тем больше мусора остаётся неубранным, превращая улицы и дворы Астрахани в обычные свалки. Достаточно вспомнить 2014 год, когда тарифы на оказание услуг по вывозу и переработке мусора повышался трижды! Нельзя забывать и о ставшем уже традиционным ежегодном повышении оплаты всех видов услуг ЖКХ.
А созданное для «сбора и вывоза ТБО с территории г. Астрахань, Наримановского, Приволжского и Ахтубинского районов Астраханской области» девять лет назад «Астрахань ЭкоСервис» является монополистом в своей сфере. Изначально эта организация должна была оптимизировать «процессы сбора и вывоза отходов, проводить инвентаризацию и обновление контейнерных площадок по сбору ТБО». И осуществлять подобный вид деятельности «Астрахань ЭкоСервис» должна была совместно с администрацией Астрахани… Так может быть это итальянцам есть чему поучиться у доморощенных «бизнесменов»?

Однозначного ответа на эти вопросы нет. Есть лишь понимание, что деньги не могут разрешить данную проблему.

Любопытно, что в сложившейся ситуации контролирующие органы ничего не могут (или не хотят) поделать, ограничиваясь лишь рекомендациями и представлениями. Настоящие джунгли рыночной экономики…

Не улучшило ситуацию и создание «нового современного полигона ТБО и мусоросортировочного комплекса мощностью 200 тыс. тонн ТБО в год», расположенного рядом с селом Рассвет Наримановского района и принадлежащего «Астраханскому промышленно-экологическому комплексу». Без мусороперерабатывающего завода, постройка которого планировалась в посёлке Стрелецкий, данный полигон превратился в банальную свалку, ставшую ещё одним очагом загрязнения астраханской земли. Наши ветра разносят по округе то, что должно было складироваться на полигоне в виде брикетов. Только нет завода – нет брикетов.

Но чиновники решили не останавливаться на достигнутом и предоставили участок земли площадью 12 гектаров под строительство ещё одного полигона, уже мощностью 300 тыс. тонн ТБО, на который будет свозиться мусор из Волгоградской области. Аренда карьера рассчитана на 10 лет.

В данной ситуации можно сказать одно: если данный проект и принесет какую-нибудь сиюминутную прибыль Астраханской области, то она вряд ли покроет тот экологический урон, который будет нанесен после его ввода в эксплуатацию. Ведь на рекультивацию придётся потратить гораздо больше средств…

Интересно, что в связи с обустройством под Астраханью уже в следующем месяце новой свалки «в нашем регионе решится вопрос с утилизацией мусора без вреда для местной окружающей среды».

Нужно признать, что даже после ввода в строй полигона ТБО близ села Рассвет, свалки, словно язвы, не подвергающиеся лечению, расползаются по астраханской земле, захватывая всё большие площади. Любой специалист подтвердит тот факт, что почва, использованная для складирования отходов (бытовых, промышленных и т.д.) просто-напросто умирает и уже не сможет самостоятельно вернуться к жизни. Вряд ли убережет от гибели почву и применение изоляционных материалов на создающихся полигонах ТБО.

Данные объекты рассчитаны на складирование брикетированных отходов. Только, как мы писали выше, нет мусороперерабатывающего завода – нет брикетов. Весь мусор из Астраханской, а теперь ещё и Волгоградской области, будут свозить к нам и сваливать без глубокой переработки.

Пока же дело обстоит так, что после проведения на подобных «объектах» лабораторных исследований, появляются данные, говорящие о высоком содержании в почве тяжёлых металлов и прочих вредных веществ, убивающих всё живое.

А пока профильные государственные структуры и организации общественников пытаются выявить «владельцев» несанкционированных свалок…
Дело в том, что «отходы цивилизации» – вещь неучтённая. На свалках захораниваются отходы предприятий, которые они обязаны по закону перерабатывать или утилизировать. Это, как известно, стоит больших денег. Куда проще и дешевле за взятку захоронить на городской свалке.
К тому же, прибыль получается и после вторичной переработки и сортировки отходов (например, бумаги или металла). Этим широко занимаются бездомные или другие малоимущие слои населения. Много бомжей живёт по свалкам. Они-то и выполняют функции «утилизаторов» в нечеловеческих и подчас рабских условиях, за небольшое денежное вознаграждение, а чаще просто за еду.

Астраханцам же остается лишь уповать на скорейшее исправление ситуации с «мусорными развалами» на улицах города. Помимо этого, жители нашего региона призывают областную прокуратуру проверить соответствие тарифов на вывоз и переработку мусора реальной стоимости на оказание этой услуги ЖКХ.

Вот и выходит, что мусорный бизнес в Астрахани – немалый пласт теневой экономики, как бы неподконтрольный чиновникам. Но при этом, почему-то, расходы на переработку возлагаются на плечи рядовых астраханцев, то есть нас с вами.

Матвей Белгородцев, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат» № 41 (700), 2016 г.