Именно в село, а даже не в уездный город: уездный город от слова «уезд» - езда читается в уездном городе, но ездить теперь придётся если не пешком, то что-то около того, что-то в этом роде.

Чем руководствовались бравые железнодорожные боссы, отменяя поезд «Астрахань — Волгоград» сказать тяжело, поэтому придётся поверить им на слово: «маршрут приносит одни убытки». Понятное дело: кому же захочется катать пассажиров себе в убыток, а даже и не, как говорится, «в ноль». Никому не захочется. Да вот только одного желания порой слишком маловато для принятия того или иного решения.

Относительно недавно гражданской авиацией свободно пользовались 98% граждан страны. Потом цены на авиаперевозки взлетели в разы, и это оказалось многим не по карману. Так вот, если раньше люди могли спокойно долететь до Волгограда, то почему же и в те годы существовал этот поезд? Причина, конечно, была: несмотря на то, что на маленьких самолётах можно было даже курсировать по области, это занятие не всегда могло совпасть с начальной и конечной точкой необходимого маршрута. Не будем мудрствовать лукаво и взглянем на карту области: отчётливо видно, как населённые пункты словно нанизаны на чёрную полоску железной дороги, которая теперь станет для многих действительно чёрной. Железная дорога, ставшая сегодня ни с того ни с сего нерентабельной, была таковой и раньше. Да, но её строили ещё в те времена, когда за такие проделки могли, мягко говоря, дать по шапке, а это значит только одно — железная дорога закрывает маршруты с Астраханью по другим причинам. Во всяком случае, разговор о её убыточности - это всего лишь слова. Не трудно это всё посчитать. 58 миллионов рублей составили убытки железнодорожников за год от этого поезда, который ходил загруженным на три четверти. И это при том, что федеральный бюджет ещё выплатил компенсацию в 26 миллионов рублей. Цифры, замечу, округлены для удобства счёта в сторону железнодорожников. Таким образом, за год реальные потери дороги приближаются к вполне астрономической сумме в 84 миллиона рублей. Предположим, что эти деньги и есть те недоплаченные четвертью пустующих мест рубли. В таком случае «грязный» доход будет посчитать легко, стоит лишь умножить 84 на 4 и получить 336 миллионов рублей. Эта цифра, однако, некорректна и если провести расчёты ещё раз, то мы наткнёмся на несостыковки, а, главное, на отсутствие желания людей зарабатывать деньги.

Что мешало железнодорожникам провести рекламную кампанию и привлечь всех тех пассажиров, предпочитающих по разным причинам автобусы и маршрутки поездам? Ничего не мешало. Равно как и не мешало проводникам, некоторым из них, продавать чайные пакетики по цене тридцать рублей за штуку, невзирая на ранжир вагонов — даже в сидячих вагонах приходилось приобретать у сердобольных проводников всё по очень и очень «солидным» ценам. Как знать, может быть стоило больше уделять внимание обслуживающему персоналу, который вечно клянчит у пассажиров сто рублей на приобретение лотерейных билетов? Может быть, действительно, плохо билеты шли? Да, но зачем кому-то нужен лотерейный билет в четверть стоимости билета до крайнего пункта маршрута, то есть самого города-героя? Так или иначе, с началом лета поезд окончательно сойдёт с рельс, и все те 75 без малого процентов пассажиров пересядут на другие виды транспорта. Пять вагонов в день отправлялись из Астрахани в Волгоград. Плюс ещё пара шла порожняком, если верить словам самих железнодорожников. И что, люди перестанут ездить? Вряд ли. Просто теперь им волей, не волей, а придётся прибегнуть к услугам автоперевозчиков. 23 остановки от Астрахани до Волгограда теперь будут кормить перевозчиков, а т.к. перевезти дополнительные пять вагонов в сутки туда и обратно легальные перевозчики не в состоянии, то «чёрный флаг», так называемое объединение нелегальных перевозчиков, прочно удерживающих финансовую жилу с тыла вокзала, будет очень и очень рад, чего уж тут. Ну и наверняка подсуетятся волгоградские перевозчики, которые постараются отжать себе максимально большой кусок этого, смешно сказать, «нерентабельного рынка». Остаётся сказать большое спасибо автоперевозчикам, которые перевозят людей на такое же расстояние примерно за такие же деньги — себе в убыток?

Замена маршруту «Астрахань — Волгоград» нашлась сама собой — решено продлить поезд «Грозный — Астрахань» до самого Волгограда. Возможно, в составе формирующемся в Чеченской республике заложен какой-то тайный, неподвластный нам смысл, наподобие размера Вселенной, смысла жизни и других вопросов такого же порядка, но он каким-то образом должен будет стать… рентабельнее «нашего» состава. Однако, ходить будет уже через день и о такой милой шалости, как поехать в Волгоград, чтобы погулять один день, можно уже забыть.

Помимо этого, будет снят ещё один состав до Москвы. Вы помните пустые составы до Москвы? На моей памяти, это лишь душанбинский поезд, в котором приходилось иногда ездить чуть ли не одному в вагоне, а что касается других, то всегда полные и… такие же нерентабельные получаются. В Индии ездят на поездах гроздьями — очень рентабельно, может возьмём на вооружение их опыт? Шутки шутками, а теперь нам всем придётся задуматься над тем, что «каспийскую столицу» фактически отрезают от ключевого региона и от некоторых районов области. Что ж, миф о столичности рассыпался у нас на глазах. Как же с этим состыкуется открытие прямого рейса «Астрахань — Мюнхен»? Ну да, авиаперелёты рентабельнее. Наверное. Скажем же честно — поезда эти мешали, вот и решили их «подвинуть», а вместо этого пообещать пустить электричку до того же Волгограда. Это из той же серии как обещанная ветка «Астрахань—Элиста—Ставрополь». Обещать можно что угодно, а вот настоящие деньги всё же весомее любых обещаний. Ну, например, представляется такая картина. Пришли к железнодорожникам производственники и сказали: «А давайте вы наши составы будете пускать без задержек?» Посидели, выпили, как водится, по стопке чая, на том и порешили. Цена вопроса — сотни миллионов рублей. Хорошо же? И всё рентабельно, и отношения хорошие. Моральная сторона здесь никого, разумеется, не волнует.

Равно как и не колышит никого и то простое обстоятельство: железная дорога строилась народом и для нужд народа, государства. А поскольку единственным источником власти в государстве является народ, то и дорога должна принадлежать ему. И ему же решать о рентабельности того или иного предприятия, равно как и его судьбу. Взять ту же Байкало-Амурскую магистраль — с самого начала строительства и по сей день приносит один чистый убыток, загружена чуть ли не на десятую часть от заявленной мощности. И что? Ничего — покрываются убытки бюджетом и ничего страшного, никто не заболел, не умер, всё хорошо.

Следующий аспект этой очень и очень интересной темы — туристическая отрасль. Про то, что подавляющее большинство туристических баз работают мимо кассы, можно узнать в экономическом ведомстве. Ну, да ладно, ничего страшного. Ну, работают так, что дебет с кредитом сходятся в ноль — мало ли, может не научились пока работать. Значит нужно ещё побольше туристов. А скоро в Волгограде будет проходить чемпионат по футболу. Чем чёрт не шутит, глядишь, и поедут футбольные болельщики в перерыве между матчами к нам, заглянут на денёк-другой на рыбалку. Так и представляется себе картина: приходят на вокзал, а билетов до Астрахани нет. «Завтра, - говорят им, — приходите. Тогда и поедете в Астрахань на поезде «Волгоград — Грозный». Дождались «завтра», сели, поехали, проспали на радостях, выходят из поезда и не поймут, куда попали — всё чисто, аккуратно, а с платформы говорят: «Это город Грозный, брат!».

Что ж, в Сунже тоже можно порыбачить. Только надо приноровиться со спиннингом там, а так тоже рыбалка очень даже ничего. Да мало ли куда теперь поедут те, кто мог до этого отправиться в Астрахань? Да куда угодно, да в самом Волгограде рыбалка тоже местами очень и очень даже ничего. Особенно ближе к Казахстану. Места там есть, почти на границе, лещи такие, что нет таких нигде, даже у нас. Может съездить на выходные туда в конце весны? Ой, не смогу — поезд-то грозненский ходит через день.

Вот так и живём, всё у нас через… день.

Ильдар Каратагандаев,

"Факт и компромат" № 9, 09.03.2013 г.