14 октября в Астраханской области, как и по всей стране, стартовала Всероссийская перепись населения. На данный момент переписаться успели не только простые граждане, но и представители власти, всем своим видом демонстрирующие остальным важность данного мероприятия. Но то пропаганда, то понятно… А так ли на самом деле важна эта перепись? Тем более, в конкретно нашем государстве?

Очень интересно на эту тему высказался виртуальный персонаж, известный, как «Пeрзидент Роисси»: «Мы в госорганах считаем, что вам нечем заняться, и при каждой возможности заставляем вписывать от руки данные, которые у нас и так есть».

А ведь и в самом деле. Что наше государство о нас не знает? Ведь мы живём в уникальной стране, отличаясь от общемирового опыта.

В мире не так уж много стран где, к примеру, существует такой документ, как внутренний паспорт. Граждане большинства цивилизованных стран его не имеют и паспорт заводят лишь для того, чтобы выехать за границу. У нас же – тотальный контроль, потому без паспорта никак нельзя.

Раньше это хоть как-то оправдывалось. Если кто-то не в курсе, ввели внутренний паспорт в нашей стране в годы, когда она была ещё молодой советской республикой, с одной лишь простой целью – чтобы колхозники не поехали разом на лучшие условия в города. У нас же не могли обеспечить тех, кто кормил страну, нормальными условиями – проще было ввести документ, без которого в городе устроиться работать было невозможно, а колхозникам его не дать. И всё – проблема решена. Конечно, люди пытались паспорта получить незаконными методами, многим это даже удавалось, однако явление носило не такой массовый характер, как если бы паспортов не было вообще.

Потом, уже в шестидесятых годах прошлого века, колхозникам паспорта всё-таки выдали, так как с развитием авиации и вовсе стало обидно – собакам на самолётах летать можно, а колхозникам нет, потому что паспорт нужен.

Заметьте, по пути отмены паспорта никто не пошёл – слишком уж понравилось людей контролировать. Наверное, они у нас какие-то особенные, по сравнению с другими странами, раз так жестко нужно.

Я к чему про самолёты вспомнил. Ведь из транспорта тогда только в них требовали паспорт. Что ещё хоть как-то оправдано, всё-таки транспортный объект международного значения. Спустя годы, только при предъявлении паспорта стали пускать и в поезда. Что, кстати, не мешает бабушкам, цыганам и прочим торговцам с носками, платками и безделушками просачиваться в состав и полдороги впаривать свой товар пассажирам, мешая спокойно отдохнуть. Так что ничто не мешает таким же образом попасть в поезд и асоциальным элементам. Получается, что паспорт, по большей части, нужен не для нашей безопасности, а для госруководства. Чтобы они могли нас контролировать.

Кстати, отчасти ситуация с колхозниками сохранилась и по сей день. Благодаря второму явлению, связанному с внутренним паспортом, пропиской.

По Конституции, гражданин нашей страны имеет право жить там, где ему нравится. Но почему-то эта статья Конституции действует где угодно, только не в России. Все, наверное, слышали о том, что в Москве на работу предпочитают брать людей со столичной пропиской. Получается, что гражданин России ограничен в своём праве работать на территории страны.

Вместо того, чтобы делать относительно нормальные условия для жизнедеятельности граждан, создано неравенство и сплошные запреты. И что мы имеем в итоге? Государство знает о наших перемещениях. Государство знает, где мы живём. Да, конечно, некоторые живут не по прописке, но их не настолько много, чтобы ради них производить целую перепись. Ещё все мы платим налоги. Соответственно, государство знает о наших доходах. Те, кто налоги не платит, вряд ли доверит такую тайну переписчику, ну согласитесь.

По поводу национальности – вообще весело. Стоило ли вообще отменять графу национальность в паспорте, чтобы потом её отдельно спрашивать? По этому поводу, кстати, очень интересно сказано на портале органов государственной власти Астраханской области: «каждая перепись отличается от предыдущей не только из-за смены политических и экономических формаций, но и из-за изменяющейся национальной самооценки личности».

Из-за изменяющейся национальной самооценки личности! То есть, во время одной переписи человек назвал себя русским. Прошли годы, и он стал казахом. На третью перепись он назовёт себя эльфом, троллем или джедаем. И переписчик по закону должен это записать. И ладно, казалось бы, дело его личного психического здоровья, но как его национальная самооценка должна влиять на жизнь страны в целом? Единственное, что можно будет выяснить по итогам сбора статистических данных, насколько нужно увеличить количество коек в психиатрических больницах. Или, как вариант, сделать прогнозы по продаже билетов на концерт юмористов в отдельно взятом городе. Ни то, ни другое особого социального значения не имеют.

Ещё интересный нюанс нынешней переписи. В качестве одной из её целей указан сбор статистики о внедрении новых технологий в жизнь населения. То есть, к примеру, у скольких людей есть доступ к сети Интернет и сколько у нас абонентов сотовых сетей.

Тут вообще слов нет! Когда госорганам надо, они прекрасно узнают, кому и какой телефонный номер принадлежит, а также с какого района города звонили. Не говоря уже о том, какая модель телефона и в каком магазине он был продан.

Про Интернет – то же самое. По IP-адресу уже давно людей вычисляют. Логи, которые ведут провайдеры, позволяют узнавать, кто, когда и чем в сети пользовался. Кроме того, совершенно не сложно собрать подобную статистику через операторов сотовой связи и провайдеров интернета. Да тут даже запросов особо делать не надо, провайдеры и операторы регулярно размером абонентской базы хвастаются. Но нет, государство, оказывается, не в курсе.

В общем, странное какое-то мероприятие. По всем признакам – ненужное, однако денег на него уже выделили столько, что можно было бы уже сделать что-нибудь из обещанного по его результатам.

Объяснений тут несколько. Первое и самое простое – просто не стоит удивляться факту выделения средств на ненужные вещи. И даже задумываться по этому поводу. Всё-таки, согласитесь, для нашей страны практика обычная. Может, деньги отмывают, может, ещё что… Способ-то неплохой.

Второе объяснение – государство усиленно хочет сделать вид, что ничего о нас не знает, никакого контроля нет, и вообще это всё нам кажется. Хотя, как говорится, если у вас паранойя – это ещё не значит, что за вами не следят. В этой версии можно сомневаться по тому поводу, что контроль за нами уже невозможно не скрывать. И как-то глупо делать вид, что его нет.

А вот третья версия – самая, на мой взгляд, точная. У нас собираются данные, но взаимодействие между структурами не выдерживает никакой критики, единых баз данных нет, вот и выходит, что проще пройти с бумажкой и ручкой, чем сделать простые запросы. Точнее запросы, которые должны быть простыми по определению, но в нашей стране таковыми не являются.

Наша страна ещё бесконечно далека от декларируемых идей, вроде «электронного правительства». Новые технологии, которые частные структуры вроде той же компании Google довели до развития, ещё недавно казавшегося фантастическим, в государственных структурах вводятся из-под палки, крайне нехотя и с большим процентом распиленных денежных средств. В итоге, всё вроде бы и есть, статистика ведётся, но работа всего не выдерживает никакой критики.

Зато сколько разговоров о модернизациях и инновациях! Их бы энергию в нужное русло. Но государство предпочитает переписывать из пустого в порожнее.

Вадим Окороков,

"Факт и компромат" № 33, 22.10.10.