В преддверии главных зимних праздников, которые всегда служили поводом для торжеств и были психологическим рубежом для надежд на лучшее, а также неизменным поводом для приятных хлопот, вспоминаются прежние встречи Нового года. Каким он был для астраханцев, живших в двадцатом веке? Попробуем воссоздать прекрасные картины ушедшей поры, которые неизменно остаются в памяти и в сердце каждого человека.
В этом году, судя по опросам, общественный настрой на новогодние празднования, мягко говоря, умеренный. Вынужденный стресс, которым ознаменовался 2020 год, отразился на самом подходе к праздникам, которые изначально принято отмечать шумно, весело и массово. Наступающий 2021 год большинство астраханцев планируют провести дома, в тишине и покое. Но так было не всегда, а лучшие традиции новогодних и рождественских праздников есть в каждой семье и коллективе, игнорировать которые или запрещать нельзя.
Астрахань в 50-е годы прошлого века - время перемен и восстановления последствий войны.
Всеобщий подъём, романтические настроения и абсолютная вера в то, что всё будет хорошо. Несмотря на скромный быт и отсутствия товарного многообразия, новогодние праздники были очаровательными и пронзительно светлыми.
Ёлочные украшения астраханцы часто делали самостоятельно, вырезали из цветной бумаги полоски, склеивали их звеньями, таким образом, получалось украшение. Электрические гирлянды была диковинной, их массовое производство было налажено только в 60-х годах. Поэтому многие астраханцы украшали ёлку свечками, вырезая из фольги крепления для них. Разноцветные маленькие свечки, похожие на церковные, продавались в магазинах со специальными прищепками. Нередко по этой причине в городе в периоды новогодних праздников происходили пожары.
Очень характерными для того времени были костюмы и игрушки, изготавливали из ваты, посыпанные слюдой. Стеклянные игрушки были дорогими и их часто покрывали фосфором, они светились в темноте.
В то время на многих производствах и учреждениях обязательными были новогодние торжества с обязательным докладом руководства и концертом художественной самодеятельности. Корпоративы в нынешнем их проявлении в то время не проводили, все они носили кулуарный характер. Представления для детей организовывали в основном после Нового года с обязательными подарками, которые в то время упаковывались в бумажные кульки.
Сам Новый год не редко отмечали в шумных компаниях, очень популярными были костюмированные балы, как в фильме «Карнавальная ночь». Костюмы шили сами участники маскарада, при этом, держа интригу, кто прячется под тем или иным образом.
Столы накрывали по мере возможностей. Многие астраханцы жили в домах с настоящими русскими печами. В ту пору в ходу было мясо сайгака, от прочих сортов мясной продукции оно отличалось дешевизной. Мясо в тесте ставили на всю ночь в печь. Таким же образом запекались куры и утки, которые доставались с большим трудом. В изобилии были пироги с различными начинками. Несмотря на то, что рыба тогда в Астрахани была в изобилии, но за неимением у широких слоёв населения холодильников, в большом количестве припасти её к новогоднему столу могли не все. Особым почётом пользовались рижские шпроты под отварной картофель и квашенную в бочках капусту.
Астраханские хозяйки старались к праздникам удивить своих друзей и близких домашней выпечкой, самыми популярными кондитерскими изделиями тогда являлись торт «Наполеон» и немецкий дрожжевой пирог, который все называли «кух».
Многие новогодние традиции перекочевали в шестидесятые годы.
При этом естественным образом, менялась стилистика, кулинарные и декоративные составляющие. Неизменным оставалось одно – всеобщее ликование и ожидание чуда. Ещё в это время стали больше пить. К семидесятым годам бытовое пьянство в СССР приобрело масштаб национальной катастрофы.
В 60-х в моду вошли алкогольные коктейли, так как в продажу стали поступать заграничные спиртные напитки, особой популярностью пользовался кубинский ром.
В семидесятые годы культ Нового года достиг своего апогея.
В Астрахани, как и по всей стране, работала целая новогодняя индустрия, как промышленная, так и развлекательная. Именно в эти годы празднования нового года получает казённый оттенок, в некоторых моментах неся в себе элементы политической пропаганды. Большую популярность приобретает хождение по домам Деда Мороза, иногда со Снегурочкой, которые разносили детям работников тех или иных предприятий и учреждений профсоюзные подарки. Главных персонажей праздника встречали с большой теплотой, отчего часто сказочные герои дышали на детишек алкогольными парами.
Обязательными стали посещение всевозможных ёлочных представлений в драмтеатре, филармонии и ТЮЗе. Иногда профсоюзные подарки вручались прямо там. В целлофановом прозрачном пакете лежали мандарины, конфеты, мелкие игрушки. Однажды профсоюзная организация крупнейшего в регионе завода «Прогресс» положила в подарочный пакет по колоде игральных карт. Именно по составу новогоднего набора для детей определялся статус и качество работы ответственных за это лиц.
Новогодние посиделки изменились: стало больше алкоголя и салатов с майонезом, который было трудно достать, но им заправлялось буквально всё, превратив к концу века новогодние праздники в сплошное майонезное застолье.
Романтический дух 50-60-х годов несколько спал, в застольных беседах распространялись политические анекдоты и частушки подобного рода: « Это что за бармалей лезет прямо в мавзолей? Брови страшные он носит, букв совсем не произносит. Кто на это даст ответ, тот получит десять лет!».
В популярных тогда астраханских гастрономах: «Каспий», «Колос», «Юбилейный» и прочих к новогодним праздникам периодически, как тогда выражались, «выбрасывали» дефицит: качественные колбасные изделия, рыбную и мясную продукцию местных предприятий, а также привозной товар. В то время почти у каждого астраханца были знакомые, которые приносили по особой цене ценные продукты на дом. В то время активно работали «несуны», которые поставляли на чёрный рынок продукты, не имеющие хода в широком товарообороте.
В то время Астрахань имела прямое авиасообщение со многими городами Советского Союза. Самолёты летали в Киев, Ригу, Ашхабад и другие столицы союзных республик. Лётные бригады помимо своих основных обязанностей также снабжали астраханцев дефицитным товаром, который привозили со всей страны. К Новому году потребительская нагрузка возрастала. И разнообразная продукция, минуя прилавки, попадала на столы жителей нашего города. Таким образом, к ним мог попасть настоящий «Киевский торт», абхазские мандарины, узбекские дыни и прочие специалитеты со всей огромной страны. Из Астрахани же тоннами увозили осетрину во всех её ипостасях и чёрную икру.
Во времена перестройки и последующие за ней годы, новогодние праздники трансформировались: к празднованию Нового года официально прибавилось Рождество. Для многих астраханцев длинный новогодний марафон стал обременительным излишеством. Уехать из города позволить себе может не каждый, а особых развлечений в нашем городе нет.
В условиях новейшей действительности они свелись к минимуму. Поэтому Новый год вновь приобретает дух интимности и спокойного семейного торжества. Многие и вовсе его не думают отмечать. Карнавалы ушли в историю. Но праздник остаётся праздником всегда. Кто знает, может быть именно сейчас в нашем обществе рождаются новые традиции, которыми мы ещё будем гордиться, и вспоминать их с теплотой.
На наших праздничных столах было много домашних заготовок: солений и компотов, балыков, копченостей, покупалась также каспийская селедка, в кулинариях была печеная рыба. И да, многое покупалось у частников, например, традиционно к новому году покупали домашнюю свинину у тех, кто держал на подворье свиней. А мясо сайгаков продавали и с машин, и по заказам для работников того же завода "Прогресс". В то же время 60-х - 70-х годов пошла мода на столовый хрусталь: салатницы, вазы, фужеры, бокалы, рюмки, стопки. Столы выглядели особенно изобильными в 70-е годы.