Как астраханцы времён СССР охотились за книгами

Сегодня – международный День дарения книг, ознаменованный всевозможными библиотечными акциями. Интерес к бумажным изданиям не пропадает, невзирая на то, что практически любую книгу можно найти в электронном виде, а то и послушать как сказку – перед сном или в дороге при помощи самых бесхитростных устройств.

Выражение «книга – лучший подарок» была девизом всех советских книгочеев от мала до велика. И хоть книжных магазинов в Астрахани было предостаточно, не всегда там можно было купить интересующие читателей тома. Так что за хорошей литературой велась настоящая охота.

photo_2024-02-12_00-26-32.jpg

Флагманом астраханской книготорговли долгое время был «Современник», расположенный на первом этаже жилого дома с башней у Пушкинского сквера. Книжный магазин с историей исчез с карты города, сколько его не пытались реанимировать местные чиновники. А когда-то здание, в котором находился «Современник», изображалось на всех открытках, посвящённых Астрахани. Магазин посещали многочисленные туристы, чтобы приобрести на память о нашем городе краеведческие издания или наборы открыток с видами Астрахани.

На нулевом километре долгое время действовал букинистический магазин. А в последней четверти ХХ века недалеко от главного кинотеатра региона «Октябрь» открылся самый большой в области книжный магазин «Время», где был широкий выбор в том числе и политической литературы. В СССР во всех учебных заведениях, начиная со школы, преподавали историю КПСС, поэтому книг подобной тематики выпускалось много, и их нужно было где-то продавать. В 90-е в помещении «Времени» появился первый в городе фирменный магазин по продаже продукции знаменитого японского бренда «Sony».

В Астрахани было несколько книжных точек, где осуществлялась продажа специализированной литературы. Так, на улице Анри Барбюса имелся магазин, в котором значительное место занимали книги по медицине.

Островки книготорговли наличествовали в каждом микрорайоне. Так, на улице Савушкина на первом этаже пятиэтажки размещался магазин книг «Кругозор». Точки по реализации книжной продукции часто работали в таких пристройках, именуемых «стекляшками» из-за больших, до земли, окон-витрин. В свободной продаже была партийная и идеологическая литература и сочинения бывших и действующих политических деятелей. Такое покупали чаще не по своей воле, а для конспектирования, или ради оформления интерьеров рабочих кабинетов.

photo_2024-02-12_00-26-30.jpg

Популярная художественная и специализированная литература на полках не задерживалась. В книжных одно время существовал такой аттракцион: у кассы стоял лотерейный барабан со сложенными бумажками. Покупатель мог за несколько десятков копеек приобрести право участия в розыгрыше книг. Достать хотелось заветный билет с надписью «Фенимор Купер “Следопыт”» или «Жюль Верн “Несколько лье под водой”», но чаще выпадали непродаваемые книги писателей с менее известными фамилиями…

Популярной была подписная литература, когда подписывались на многотомники популярных авторов отечественной и русской литературы и получать по одной книге в определённый период. Стать подписчиком было не так просто. Для этого существовали очереди, в которых требовалось регулярно отмечаться. О прибытии очередного тома оповещали открытками по почте. Погоня за подписными изданиями доходила до того, что книголюбам приходилось стоять в ночных очередях, чтобы получить заветную литературу.

В 70-е возникла мода на красивые корешки. Многие стали скупать книги не для чтения, а для украшения жилищ. Служить на руководящей должности в Облкниготорге считалось наивысшей степенью престижа. Люди, имеющие доступ к дефицитным книгам, могли совершать любые выгодные сделки.

С книжками для детей и юношества было попроще, но за бестселлерами за авторством Кира Булычёва, Анатолия Рыбакова или Астрид Линдгрен нужно было охотится. Недорогие детские издания в мягких обложках были представлены достаточно широко. Тогда пользовались популярностью раскладные объёмные книги, которые дети любили особенно.

Как многие дефицитные товары в СССР, книги продавали «в нагрузку». Продавцы создавали наборы, положив в пакет к «Женщине в белом» Уилки Коллинза, например, «Целину» Леонида Брежнева. Редкие покупатели противостояли такой уловке. Но большая часть покорно соглашалась взять к популярному изданию, по сути, макулатуру.

Кстати, тема макулатуры в жизни астраханских библиофилов – особенная. В районе цирка находился склад по приёму макулатуры, сбор которой в СССР вообще и в советской Астрахани, в частности, был очень популярен. Периодических печатных изданий выпускалось много, стоили они копейки. В квартирах скапливались стопки прочитанных газет и журналов. Кто-то их просто выбрасывал, использовал в хозяйственных нуждах или отдавал пионерам, которые совершали регулярные обходы в поисках ненужной бумаги: в школах устраивали соревнования между классами на лучший сбор макулатуры. А кто-то нёс коробки с прессой в пункт приёма, где вместо денег за сданное сырьё выдавали редкую книгу. Самые продвинутые книголюбы возили макулатуру в Москву, когда подворачивалась оказия. Там за сданную бумагу выдавали особо редкие книги – фантастические или детективные романы, достать которые в Астрахани было проблематично.

photo_2024-02-12_00-26-30.jpg

В связи с таким ажиотажем существовал в городе и «чёрный» книжный рынок – ещё до развалов у филармонии. Книжные барыжники, как их называли, по выходным собирались на берегу Кутума напротив сетевязальной фабрики, где теперь располагается часть прилегающей к Большим Исадам «блошинки».

Книгами промышляли и на легендарной толкучке на «трицадке». Там можно было купить самую модную литературу, например, произведения Морюса Дрюона или Александра Дюма. Бывало, что подпольных книготорговцев ловили сотрудники ОБХСС.

Охота за редкими изданиями велась астраханцами и в отдаленных районах города – на АЦКК, в Привольжье, на Казачьем, на Трусово. Там можно было по случаю отхватить дефицитную книжку.

Астраханцы, выезжающие за рубеж, часто привозили редчайшие издания, которые продавались в сети магазинов «Дом русской книги» стран социалистического лагеря – Польше, Югославии, ГДР, Болгарии и других.

У многих наших земляков были роскошные домашние библиотеки, ценность которых поражала. Порой в семьях со средним достатком имелись собрания, стоимость которых исчислялась десятками тысяч рублей. Продав такую библиотеку книгобарышнику, можно было приобрести престижные тогда автомобили – «Ладу» или «Волгу». У астраханских библиофилов имелись экслибрисы – именные печати, ставившиеся в нескольких местах тома, свидетельствующие о правах собственности на книгу.

На многих астраханских предприятиях и учреждениях действовали общества книголюбов, члены которых платили взносы и иногда имели возможность приобрести редкие книги. Среди истинных ценителей литературы ходил «самиздат», где страницы книг распечатывали через копировальную бумагу на пишущей машинке и переплетали с обложкой, чаще всего без надписи. Так астраханцы читали первые издания Михаила Булгакова, Валентина Пикуля, Бориса Пастернака. Мемуары Светланы Аллилуйевой об её отце Иосифе Сталине «Письма другу» ходили по рукам в самиздате. Эту книгу и другую запрещённую литературу читали тайно, их давали на одну ночь, ведь очередь на подпольное чтиво была большой. Известны случаи, когда жулики залезали в жилища астраханцев, вынося из них редкие книги наряду с драгоценностями, деньгами и импортной аппаратурой.

Сейчас ценность книг не меньшая. Новые издания стоят больших денег, а вот старые тома можно получить бесплатно. Пункты книгообмена действуют при всех библиотеках и в некоторых букинистических магазинах. В тёплое время года шкаф буккросинга работает в сквере филармонии. Наверняка у вас дома есть семейная библиотека. Навещайте свои книжные шкафы периодически, и, может, на полке найдётся имена та заветная книга, способная сделать вас мудрее и радостнее.

Ранее AST-NEWS.ru рассказывал об астраханских автолюбителях советских времён.