Как астраханцы зарабатывают на хендмейде
Аксессуары ручной работы, игрушки, сувениры и даже мебель — хендмейд захватывает новые сферы, прибавляя себе популярности. Все больше людей хотят стать обладателями неповторимых вещиц, а какой это полет фантазии для выбора подарков! Но выгоден ли бизнес «умелых ручек»? Можно ли прожить на доходы от рукоделия?

«Чайные» слоники

У девятиклассниц Насти Ким и Тани Облога однажды за чашкой чая родилась идея шить броши из фетра. Украшения понравились друзьям и знакомым. С помощью «сарафанного радио» девушки обросли заказами в Астрахани, а через соцсети стали приходить заявки из других городов. Подруги успешно представили проект в молодежной госпрограмме «Ты — предприниматель» и теперь продают броши в одном из магазинов в центре города без оплаты аренды.

Девушки шьют в свободное от учебы время, в ассортименте много зверушек: коты, дельфины, слоники, попугаи, осьминожки, есть кактусы и ломтики арбуза, сердечки и герои мультфильмов. Стоимость украшений: 100-200 рублей. Рукоделием подруги занимаются уже полгода, денег хватает на карманные расходы. Расставаться с увлечением не планируют даже после поступления в вуз.

Куклы Надежды

Надежда Степкина по образованию химик. В декрете стала шить куклы в стиле норвежских Тильд и увлеклась не на шутку. К созданию своих красавиц подходит с любовью, трепетом, дает им имена, говорит, что куклы у нее рождаются, а не шьются. Свое занятие Надежда называет больше увлечением, чем работой. Цена одной куклы — от 2,1 до 2,7 тысячи рублей, большая часть расходов в себестоимости — это материалы: наряды, обувь, аксессуары, шикарные длинные локоны кукольных красавиц. Поток заказчиков небольшой, но это не останавливает мастерицу. Она может шить просто так, а потом подыскать кукле семью в лице одной из своих подруг или знакомых.

«Водопад» из дуба

Артем Гусев — дизайнер, работает удаленно в одной из московских фирм. Около трех лет назад в детском саду, куда ходил его старший сын Миша, Артема попросили сделать песочницу. Когда в гараже из деревянных брусков он мастерил будущий «корабль» для песка, вспомнилось увлечение резьбой по дереву в детстве. Песочница благополучно разместилась во дворе детского сада, а Артем продолжил. Он делал селфи-будки для мероприятий, светильники, оправы для зеркал, подставки для столовых приборов – все из дерева: дуб, ясень, бук, орех.

Артем стал серьезнее вникать в нюансы столярного дела, приобретал инструменты, задумался о мастерской. Свою первую дизайнерскую вещь — кухонный стол «Водопад» — он выставил в соцсетях и внезапно получил заказ на 15 таких же.
Сегодня у Артема свой цех, где он мастерит столы, стулья, кресла, стеллажи, комоды, шкатулки, люстры, недавно выпустил первый диван — каждая вещь неповторима и сделана своими руками. Цена на мебель — от 10 тысяч рублей и выше в зависимости от дизайна и вида дерева, небольшие аксессуары в виде светильников, шкатулок, настенных часов — от 1,2 тысячи рублей. Все заказы Артем получает из интернета, часть вещей оставляет дома, обновляя интерьер.

Доход от столярного дела пока не позволяет Артему сделать хобби профессией. «Я — творец, а не продавец — это если кратко», — отмечает он. Времени и расходных материалов уходит много: продумав дизайн, Артем делает пробный экземпляр и, если вещь не понравилась, может полностью распилить, так что новые модели иногда создаются месяцами. Но Артем не намерен останавливаться. Он считает, что у его дела хорошие перспективы, и ему просто нравится экспериментировать и создавать новые вещи.

Зверинец из папье-маше

Надежда и Николай Поповы познакомились в одной из фирм по производству сувениров. Николай придумывал дизайн вещиц, а Надежда их раскрашивала. Молодые люди стали встречаться, потом поженились, а затем решили заняться хендмейдом вне стен предприятия.

Дома супруги в одной из комнат оборудовали мастерскую и стали искать заказчиков на свой, как они в шутку называют, «волшебный зверинец». Из папье-маше молодые люди делают жирафов, котов, собак, лис, слонов, зебр и других животных, а из ткани, глины и бумаги — светильники — тоже в виде зверят.

Начинали Поповы чуть больше двух лет назад с представительства на интернет-площадках, сейчас их сувениры продаются по всему миру: есть оптовые клиенты в Астрахани и Санкт-Петербурге, много заказов поступает с американского сайта.
Цены разные: есть статуэтки за ‪300-1‬ ‪200 рублей, светильники ‬- 1 ‪200-1‬ ‪800 рублей, популярностью пользуются и более дорогие вещицы — 74-сантиметровые жирафы за 3 тыс. рублей. Средств от продажи сувениров вполне хватает на жизнь с маленьким ребенком и н‬ебольшие путешествия. В планах — аренда мастерской, наем сотрудников и вывод своего хендмейда в промышленные масштабы.

Так хобби у Поповых превратилось в способ заработка. «Конечно, нам еще далеко до крупных компаний, — говорят супруги, — но они тоже начинали с малого! Так что у нас все впереди».

Кстати

Как хобби превращается в бизнес

Представители индустрии хендмейда уверены, что заработать на увлечении можно, если заниматься этим именно с целью получения дохода. Вот несколько советов: продукция должна быть эксклюзивной и качественной, о ней должны знать, поэтому без представительства в соцсетях не обойтись, желательно открыть сразу несколько площадок и регулярно размещать на них информацию, снабжая ее качественными фото. Сработает и общение «в реале» — участвуйте в выставках, дарите образцы друзьям. И не расстраивайтесь, если не получилось заработать сразу. Превращение любимого дела в профессию — уже одна из составляющих успешной и счастливой жизни. Так что дивиденды будут в любом случае.

Мнение

Елена Занина, директор областного методического центра народной культуры:
— Мы занимаемся развитием традиционного ремесла, наша цель — показать, что в Астрахани бытовало: это плетение из чакана, лозы, изготовление изделий из войлока. Заработать на этом вряд ли можно, так как наша основная деятельность — научно-образовательная. На свои выставки мы приглашаем представителей хендмейда, они продают свои работы, но не думаю, что себя этим обеспечивают, занимаются больше для души. В городе есть несколько сувенирных лавок, их владельцы, думаю, зарабатывают себе на жизнь, но они не сотрудничают с нами, работают сами.

Наталья Коротченко
"Газета Волга"