Так называемый «министр культуры» (к сожалению, у нас много лет нет министра культуры), сняв ненадолго маечку с матом, предлагает, как ей кажется, передовые вещи. «В Минкультуры РФ сообщили, что намерены соотнести театральный репертуар с единой школьной программой по литературе, которая будет запущена во всех российских школах с 1 сентября 2023 года. Эту меру планируют ввести по всей стране. Было бы хорошо вернуться к советской традиции, когда школьники смотрели в театре постановки по пройденной классике. Это будет мотивацией и для изучения произведений, и для посещения театров».
То есть на повестке дня коллективные походы школьников по театрам в надежде, что классическая литература будет лучше усваиваться (перевариваться).
Много лет назад я пошел во МХАТ имени Чехова на «Горе от ума». Мне нравилась их постановка и я с удовольствием смотрел ее и когда Фамусовым был Невинный и когда им же был Табаков – интересно было сравнивать. И вот однажды я попал на спектакль, который «использовался» в качестве наглядного пособия. Добрая половина зала оказалась наполнена школьниками, атмосфера царила соответствующая. Во время действия в зале стояли разговоры, слышались реплики, жевание, хруст, шелест разворачиваемой фольги и змеиное шипение сопровождающих учителей. Как актеры это выдержали – не знаю. Но знаю точно из многочисленных актерских мемуаров, что нет хуже спектакля, чем тот, на который централизованно коллективами (трудовыми или учебными) закупаются билеты. Большинство идет за компанию или развлечься, но не на спектакль и поэтому можно считать этот день потерянным.
Я понимаю, что задача любой ценой спасти преподавание литературы от катастрофы. Помнится, Голодец пару лет назад предлагала изменить форму классных комнат в надежде, очевидно, на то, что в треугольном классе болваны от изумления станут отличниками. На самом деле ничего не придумано до сих пор боле эффективного, чем влюбленный в свое дело учитель (вспомните «Первого учителя» Айтматова). В свое время я 10 лет отработал в гуманитарной школе «Ирмос» (10-11 класс). Преподавателями литературы там были В.Н.Колбасин и М.Г.Павловец (оба преподают литературу до сих пор в разных учебных заведениях). Это было великолепно. Ярко, тонко, глубоко, с прекрасным знанием предмета, юмором, чтением стихов наизусть – и очень серьезно, филигранно точно для каждого учащегося.
Репетиторы по литературе выпускникам не требовались (а это была эпоха расцвета репетиторства и упадка школьного образования), равно как и дополнительные походы в театр, хотя из театров мы с учениками не вылезали. Когда времена и сроки школы стали закатываться и мы с ними собрались на выход, пришла преподавать литературу очень современная дама, считавшая, что обучение должно развлекать, что литературу надо дополнять, осовременивать и приспосабливать, ибо «не поймут» - и литература закончилась.
Поэтому никакие методики, треугольные комнаты, экраны, спектакли, фильмы и дивертисменты не заменят человека, который заходит в класс, начинает говорить – и все затихают. Есть хороший пример. С.Волков вспоминал, как он был на лекции Флоренского: «Было некое магическое обаяние в его речи. Безо всякой усталости ее можно было слушать часами. Несмотря на глуховатый тон голоса, он живописал словами, вызывая соответствующие музыкальные отзвуки в душе слушателя, завораживающие всего его целиком. В течение двух академических часов и я сам, и остальные сидели буквально не шевелясь, отдаваясь потоку мыслей, возникающим ассоциациям и настроениям. И только потом, когда Флоренский кончил говорить и как-то внезапно исчез из-за столика, когда загудела аудитория, вставая, разминаясь, и потекла к выходу, я почувствовал, как у меня затекло и закаменело от неподвижности тело. До этого момента я его не ощущал. На лекциях Флоренского у меня как бы не было тела – оставался только дух, и он ревностно следил за течением мысли лектора».
Вот и всё.
Борис Якеменко