По проблеме определения нового правового статуса Каспия, судя по всему, в ближайшее время продвижений не стоить ожидать. Хотя, участники очередного заседания Специальной рабочей группы (СРГ) по разработке проекта Конвенции о правовом статусе Каспия 23-24 апреля в Тегеране пытаются формировать мнение, что ситуация не так уж безнадежна.
Так, 6 мая, говоря об итогах заседания СРГ, замминистра иностранных дел Ирана Мехди Ахундзаде, не детализируя суть, отметил, что в Тегеране была достигнута важная договоренность о внесении изменений, которые позволят ускорить работу над проектом Конвенции.
Представитель Ирана фактически повторил оптимистическое итоговое заявление СРГ, в котором говорится о позитивных результатах, выражающихся в том, что стороны "внесли новые предложения и компромиссные формулировки по некоторым положениям проекта Конвенции". По сути, это заявление ничем не отличается от предыдущего заявления по итогам заседания СРГ в конце 2012 года в Ашхабаде.
"Новым" в итоговом заявлении заседания СРГ в Тегеране является то, что, для скорейшего выполнения решений Каспийского саммита в ноябре 2010 года в Баку, в частности, достигнуто "взаимопонимание о необходимости представления всеми сторонами на следующем заседании СРГ картографических схем с нанесением своих исходных линий с целью их предметного обсуждения". В заявлении не детализируется, с какой именно целью будут проходить подобные обсуждения. Можно предположить, что СРГ намеревается согласовать вопрос определения границ национальных зон на акватории Каспия. Так, на последнем каспийском саммите в Баку лидерами прикаспийских стран была достигнута устная договоренность о согласовании вопроса определения границ национальных зон на акватории Каспия в пределах 24-25 миль. Президент Казахстана Назарбаев, автор этого компромиссного предложения, на итоговой пресс-конференции в Баку даже сообщил, что "главы государств поручили дипломатам за три месяца подготовить предложения по делимитации границ поверхности моря, которые позволят пятерке наконец-то заключить конвенцию о статусе Каспия".
Устная договоренность о пределах национальных зон, а также подписание соглашения о сотрудничестве в области безопасности на Каспии, и обеспечили Бакинскому саммиту определенную результативность в отличие от саммитов 2002 году в Ашхабаде и 2007 году в Тегеране. Так, президент Медведев расценил соглашение о сотрудничестве в области безопасности как "этапное событие", поскольку в нем закреплялся удовлетворяющий Россию принцип, согласно которому обеспечение безопасности на Каспии "исключительное дело прибрежных стран". Тогда же, надо полагать, с подачи российской стороны, лидеры прикаспийских стран приняли решение встретиться через год в России, поручив при этом СРГ интенсифицировать переговоры для согласования договоренностей в Баку.
Москва явно была заинтересовано в скором оформлении договоренностей на саммите в Баку, поскольку предложенные компромиссные пределы национальных зон, в случае их принятия всеми позволяли бы России обеспечить ее флотилии свободное передвижение на море и фактическое патрулирование всего Каспия. Не случайно, что еще в августе 2010 года глава МИД России Сергей Лавров в интервью азербайджанским СМИ посетовал, что "некоторые наши соседи по Каспию предлагают распространить национальную юрисдикцию на прибрежную зону такой протяженности, которая практически не оставит свободного моря в Каспии". Кроме того, Россия была нацелена на ускоренную подготовку документов, дополняющих соглашение о сотрудничестве по безопасности Каспия. Дело в том, что соглашение по безопасности констатировало всего лишь принципы сотрудничества, и в нем не нашли отражения главные для Москвы вопросы, в частности, связанные с созданием механизма коллективного взаимодействия каспийских стран в сфере безопасности.
Однако, после Бакинского саммита ожидаемого Россией оживления в работе СРГ по согласованию договоренностей так и не последовало. Причины этого кроются не только в том, что стремление России обеспечить себе доминирующие позиции по всем вопросам деятельности на Каспии противоречат интересам Азербайджана, Казахстана и Туркменистана. Серьезной проблемой являются и разногласия относительно разграничения юга Каспия между Азербайджаном, Туркменистаном и Ираном. При этом если и есть некие надежды на компромисс между Азербайджаном и Туркменистаном в вопросе разграничения Каспия, то Иран продолжает демонстрировать непоколебимую позицию в своих не обоснованных претензиях на часть азербайджанского и туркменского секторов. Иран не признает соглашений между Россией, Азербайджаном и Казахстаном по разделу дна моря, границы которых определены по модифицированной срединной линии, и настаивает на равном дележе Каспия. Не приемлема для Ирана и позиция Туркменистана по определению срединной линии на Каспии. Причина в том, что при разделе Каспия по срединной линии, даже при модифицированном его варианте, доля Ирана будет самой меньшей - от 13.8 до 15 процентов.
Обращает на себя внимание и то, что Москва как бы сторонится решения споров на юге Каспия, и это несмотря на то, что Иран фактически ставит под сомнение правомерность дележа дна Каспия между Россией, Казахстаном и Азербайджаном по той методике определения срединной линии, автором которого является именно российская сторона. Объясняется это тем, что Москва, используя противоречия на юге Каспия, старается продвигать свои инициативы. Так, при активных обсуждениях российских инициатив по созданию Коллективных сил безопасности (КАСФОР) и Организации экономического сотрудничества на Каспии (ОКЭС) Москва убеждала прикаспийские страны в том, что реализация этих инициатив может способствовать урегулированию территориальных споров на юге Каспия. Хотя, судя по поведению Баку, в частности, было заметно, что этому мало кто верил и верит. Ранее, думается и сейчас, Азербайджан ставит под сомнение целесообразность проведения Каспийских саммитов в ситуации, когда главные противоречия по определению нового статуса Каспия, в том числе с Ираном и Туркменистаном, остаются не решенными.
Между тем, Россия определенными действиями старается подталкивать прикаспийские страны к принятию российских инициатив на фоне сохранения серьезных разногласий на юге Каспия. Речь идет как об усилении российской каспийской флотилии, так и о действиях направленных на разжигание противоречий между Азербайджаном, Туркменистаном и Ираном. Так, например, недавно российские СМИ, со ссылкой на источник в российском правительстве, сообщали о том, что президент Азербайджана якобы обратился к руководству России с просьбой перебазировать часть Каспийской флотилии ВМФ России из Астрахани и Махачкалы в Баку для защиты нефтеразработок в азербайджанском секторе Каспия. Непосредственным поводом к такому обращению, сообщали российские СМИ, стали новые факты поражения инфраструктуры в ходе стрельб ВМС Туркменистана на Каспии. Подобные сообщения, надо полагать, направлены на обострение разногласий между Баку и Ашхабадом, с которыми Евросоюз ведет активные переговоры по вопросу строительства Транскаспийского газопровода.
Намерение СРГ на очередном заседании в Баку рассматривать вопрос определение пределов национальных зон, видимо, связано со стремлением России добиться проведения в этом году четвертого Каспийского саммита. Необходимость в проведении саммита диктуется динамичностью геополитических процессов в регионе. Так, за три года после саммита в Баку заметно углубилось сотрудничество Азербайджана и Казахстана с Западом в сфере безопасности. Российские СМИ полны комментариев местных экспертов относительно того, что в результате сотрудничества Азербайджана и Казахстана с Западом по вопросу транзита грузов в Афганистан и обратно на Каспии в портах Баку и Актау могут появиться военно-морские базы США. При этом, создаваемая инфраструктура в рамках Северной сети поставок могут быть использована и для планов США в отношении Ирана. Кроме того, за последние три года интенсифицировались переговоры между Евросоюзом, Азербайджаном и Туркменистаном по вопросу строительства Транскаспийского газопровода, которые, по некоторым сведениям, находятся на стадии завершения. На этом фоне результативный Каспийский саммит по ряду российских инициатив нужен России для препятствования укреплению позиций Запада в регионе.
Однако, судя по тому же заявлению замминистра иностранных дел Ирана Мехти Ахундзаде от 6 мая, России трудно будет достичь каких-либо результатов на предстоящей встрече СРГ, без чего обеспечить Каспийский саммит решениями геополитического значения не возможно. Так, говоря о возможном ускорении работ в рамках СРГ, Мехдизаде счел нужным отметить, что доля Ирана на Каспии не меньше российской. При этом, он вновь подчеркнул, что "договоры от 1921 м 1940 гг. между Ираном и Советским Союзом все еще остаются в силе и до тех пор, пока не будет разработано новое соглашение, эти два договора служат юридической основой для всех действий". Понятно, что Тегеран не воспримет предложенные Россией, Казахстаном и Азербайджаном схемы определения границ, особенно ширины национальных зон на Каспии. А с претензией Ирана на долю "не меньшую, чем российская" не может согласиться Азербайджан. Это обстоятельство и является одним из ответов на актуальный в последнее время вопрос, почему отношения между Азербайджаном и Ираном не могут улучшиться, - пишет азербайджанский портал vesti.az