Экономист и блогер Константин Двинский, подвёл итоги прошедшего в Северной столице заседания Высшего государственного совета Союзного государства России и Белоруссии с участием президентов Владимира Путина и Григория Лукашенко.
«После белорусского мятежа 2020 года и начала СВО в 2022-м позиции Москвы и Минска во внешнеполитической сфере сблизились даже сильнее, чем в начале 2000-х. Соответственно, укрепилось и взаимодействие по линии интеграционных объединений.
Александр Лукашенко объявил о том, что товарооборот двух стран достиг по итогам прошлого года 54 млрд долларов. Для сравнения: с Исламской Республикой Иран наше государство наторговало за аналогичный период на 5 миллиардов долларов. А ведь население Ирана (87,7 млн человек) почти в десять раз (!) больше белорусского (9,2 млн человек). И российско-белорусский товарооборот отнюдь не достиг потолка. Стороны намерены плотно работать над импортозамещением и совместными усилиями выходить на рынки третьих стран. Так, белорусский лидер заявил о совместных действиях Союзного государства в Африке.
Вместе с тем, следует заметить, что работа по имплементации всех положений, зафиксированных в Договоре о Союзном государстве 1999 года, далека от завершения. Конечно, в нынешних геополитических условиях дружественную и по-настоящему союзническую позицию официального Минска следует ценить. "Вымучивать" переход Белоруссии на российский рубль или проведение референдума о Конституционном акте пока контрпродуктивно. Но Россия может предпринять целый ряд шагов, которые очень сблизили бы две страны. Здесь всё в наших руках.
Во-первых, необходимо облегчить получение российского гражданства белорусами по максимуму, предусмотрев различные юридические послабления вроде освобождения от мобилизации на 5-7 лет после получения паспорта (к слову, первый рекрутский набор на белорусских землях провели через 22 года после присоединения территорий к империи - лишь в 1794 году). Нынешние темпы "паспортизации" оставляют желать лучшего: в 2021 году – 25 тысяч, в 2022-м – 15 тысяч, в первом полугодии 2023-го – 4,5 тысячи (значит, по итогам года будет около 9 тысяч). За 2022 год российский паспорт получили 173,5 тысячи таджиков. Население Белоруссии и Таджикистана одинаковое. Полагаю, не нужно разъяснять, кто нам ближе в этнокультурном отношении и откуда миграция не несёт с собой риски экстремизма, терроризма, криминала и т.п.
Во-вторых, необходимо активизировать гуманитарное сотрудничество по всем направлениям. Белорусская власть на сегодняшний день как никогда готова сотрудничать в данной сфере, поскольку главной причиной мятежа 2020-го было то, что культуру, идеологию и образование в республике отдали на откуп антироссийским силам. Почему Россия не инициирует, скажем, восстановление памятника императору Александру II Освободителю в центре Минска? Это первый гражданский памятник, установленный в белорусской столице, причём на средства самих горожан в 1901 году. Или восстановление памятника Петру Аркадьевичу Столыпину в Гродно, где он был губернатором в 1902-1903 гг. Давно пора реконструировать Бобруйскую крепость – русскую имперскую цитадель, которую так и не смогли взять французы во время наполеоновского нашествия (там следует создать российско-белорусский музей Отечественной войны 1812 года).
Ну и, наконец, необходимо кратно увеличить численность белорусских студентов в российских вузах. Сейчас гордо рапортуют о том, что в РФ учится 12,5 тысяч белорусов. То бишь столько же, сколько обучается в Польше. А ведь это далеко не единственное направление, куда едут получать высшее образование молодые люди из Белоруссии. Есть ещё Литва, Чехия, Германия, Великобритания, США. Если не преломить эту тенденцию, битву за белорусскую молодёжь мы проиграем».