Чиновник астраханского порта, статский советник Николай Александрович Бороздин с 1861 по 1864 гг. отправлял в редакцию журнала «Морской сборник» свои корреспонденции, зафиксировавшие характерные события повседневной жизни Астрахани и астраханского порта.
Любопытны некоторые его замечания по поводу климата Астрахани и разных погодных аномалиях. Каждое время года нашло отражение в его корреспонденциях. Но лето и зима были на особом положении. Летняя жара вносила свои коррективы в жизнь города. Авторское недовольство вызывала жара, пыль, отсутствие зелени и тени. К обеду городская жизнь замирала, поэтому «…на здешних рынках (больших и малых исадах) торговля начинается с рассвета и оканчивается к 7 часам утра». Ближе к обеду ставни во всех домах закрывались, все «лавки с жизненными припасами запирались», всякая деятельность, кроме порта прекращалась, и город окутывала томная сонливость. «От того, вероятно, и существует название вечернего базара, на котором торговля начинается к вечеру, но днем почти прекращается», – делает выводы автор. Для приезжих, которые не знали об особенности торговли летом в Астрахани, как отмечал Бороздин, это создавало некоторые проблемы, так как они могли остаться без необходимых продуктов. Астраханская жара испытывала на выносливость жителей города, а особенно приезжих, о чем он гневно подчеркивал в одном из своих сообщений: «Здесь неуместна даже и пословица, что пар костей не ломит – здесь жар расслабляет человека».
Астраханское лето запомнилось ему не только жарой, но и отсутствием публичных садов и скверов, которые были необходимы для жителей города во время летнего зноя. Он сетовал также на то, что «…в городе вся растительность сосредоточивается только в порту, да на губернаторской площади устроен маленький садик, как оазис в пустыне». Поэтому для жителей в летний период местами отдыха в жаркое астраханское лето становились общественные и частные сады. Больше садов было не в самой Астрахани, а в окрестностях города.
Проблема состояния и развития садов и парков в городе стояла достаточно остро, так как этими вопросами занималось городское самоуправление, но средств из городского бюджета на озеленение города не хватало.
Городские жители для загородных прогулок выбирали Заячий остров на реке Волге и «…село Черепаху, где множество садов и где производится известное в Астрахани виноградное вино, черепашинское, белое и красное». Черепашинские сады пользовались большой популярностью среди астраханцев. Горожане, не имеющие возможность отправиться за город, выбирали прогулки на губернаторской площади, где «...два раза в неделю играет флотская музыка, привлекающая и сюда гуляющих». При этом у отдельных астраханцев, как писал Бороздин, излюбленным местом отдыха была канава, обложенная с обеих сторон деревянной набережной с широкими тротуарами.
Правда, это место для летних прогулок требовало реставрации: «Жаль только, что деревянная набережная канавы год от году приходит в ветхость и мало поддерживается городской думою».
Особой популярностью, как подмечал автор, у горожан пользовались развлечения, представленные «в воксале загородного сада», где в воскресенье «танцуют до упада, несмотря на то, что в тени 25 градусов тепла и дышать трудно». Это был новый тип загородного увеселительного сада, и в Астрахани о них впервые заговорили в 1840 г. Сезонные общественные «воксалы» появились в городе в 1860 г., как раз в начале службы Бороздина. Со временем этот увеселительный сад, благодаря разнообразию развлечений, пользовался большим спросом у астраханцев. Таким образом, городские сады становились неотъемлемой частью повседневной частью горожан.
Зимнее время года также не вызывало у Бороздина чувство восторга и радости. «Зима для Астрахани имеет важное значение, потому что кипучая летняя деятельность приостанавливается и, благодаря неудобству сообщения, город является совершенно с другим характером». Дальше он писал о зимней скуке и апатии, которая характерна жителям этого провинциального города: «Только и ожидали, что пароходство кончится, придется замкнуться на всю зиму и ограничиться тем скудным запасом разумной жизни, которым наделяется Астрахань летом и которого совершенно недостает зимой». Освещая погодную тему, он обращал внимание на проблемы, связанные с защитой города от весенних половодий и наводнений. Он возмущенно писал, что «издевается река Волга над городом Астраханью по своему произволу».Александровский бульвар, Губернаторский сад, Полицейский сад были благоустроены и засажены в 70-е гг. XIX в., а до той поры городские жители довольствовались территорией порта, засаженной зеленью, тенистыми аллеями и загородными прогулками.
Весной из берегов выходили не только Волга, но и прилегавшие к городу ерики и протоки. Городские власти на протяжении всего XIX в. занимались берегоукрепительными работами. Наводнения приводили к разрушению набережной и другим многочисленным убыткам, все это ложилось тяжким бременем на городской бюджет. «И действительно, каждый год трата, да издержки на укрепление здешнего берега, а все нет того, что следует, и все городу грозит опасность». Капитальное укрепление берегов, в частности камнем, началось в Советское время, а до этих пор предпринимались различные меры, чтобы защитить город от своенравной реки Волги.
Помимо тем, посвященных работе астраханского порта, судоходства и погоды, он описывал разные стороны городской жизни Астрахани в начале 60-х годов XIX в. Судя по первым публикациям, Бороздин не особо очарован далекой русской провинцией. Автор считал, что об этом городе не стоит писать, так как он прозябал и поражал многих приезжих своей отсталостью и неряшливостью. Он называл Астрахань восточным, азиатским городом, в котором «...чрезвычайно разнослойное общество, множество инородцев, которые закрыты и живут огорожено от всего общества». Так что же не понравилось столичному чиновнику в Астрахани? На что он в первую очередь обращал внимание в своих корреспонденциях? Его мало интересовали достопримечательности этого провинциального города, за редким исключением, а больше волновали проблемы, которые присутствовали в городской повседневности. Он откровенно непривлекательно обрисовал город: «Астрахань действительно обширный и богатый город, но по наружности этого сказать невозможно. По реке Волге нет грязнее и безобразнее построек ни в одном городе, так что на первых порах здешнее неряшество и отсталость поражают каждого приезжающего».
Большое значение в своих корреспонденциях автор придавал проблемам благоустройства и санитарного состояния города. Власти старались предпринимать определенные меры по поддержанию надлежащего состояния города, однако это было не так просто, учитывая, что вся система городского хозяйства требовала значительных затрат городского бюджета. Почти в каждой статье он отмечал неустроенность города: «Снабжение города водой, освещение улиц, мостовые – все это еще вопросы для Астрахани, требующие разрешения». Снабжение города водой являлось одной из важных частей коммунального устройства города. Так, в 1863 г. он писал: «Город Астрахань со всех сторон окружен водою, но жители нуждаются в ней больше, нежели какой-нибудь из городов, расположенных на реке Волге. Здесь нет колодцев, да и быть они не могут, как оказалось на опыте». К сожалению, городское общественное управление к обсуждению вопроса о строительстве водопровода в городе приступили лишь в 70-х г. XIX в. Решение этой проблемы растянулось на несколько лет, так как город «…не имел достаточных средств на устройство водопровода и специалистов». Первый водопровод в Астрахани начал снабжать город водой летом 1880г.
Плохо работало почтовое ведомство, поэтому корреспонденция из Москвы и Санкт-Петербурга опаздывала на несколько дней. Город в силу своего географического положения, особенно в зимний период, был практически отрезан от центральной части России, поэтому почта приходила с опозданием. Он с возмущением писал о том, что «Морской сборник» поступал в Астрахань с большим опозданием: «Первая книжка Морского сборника, за январь месяц, получена была в Астрахани только 5 марта». Однако и в летнее время почта приходила с опозданием, но это проблема была бы решена, как утверждал Бороздин, если в этот период «…воспользоваться пароходством по реке Волге и не приложить с пользою к этому пути пересылку, хотя журналов, газет и простой корреспонденции».
Он учитывал тот факт, что летом в Астрахань приходило 4 легких пассажирских парохода из Нижнего Новгорода, а оттуда шла железная дорога по направлению к Москве и Санкт-Петербургу. Таким образом, почтовое сообщение было бы организовано между столицами и со всеми приволжскими городами. В корреспонденциях за 1862 г. автор жаловался на то, что телеграфная линия в городе в этом году так и не заработала. «А обещание провести на следующее лето в Астрахани телеграф есть другая надежда на будущие наши успехи в развитии, на будущую связь нашу с остальною Россиею». А ведь важным шагом в развитии края, по словам автора, будет соединение Астрахани с центром России. К этому вопросу он вернулся в августовском номере за 1864 г., где восторженно сообщал: «Наконец, после долгих ожиданий, появились телеграфные столбы по здешним улицам, на них проволока, и телеграф соединил Астрахань с остальной Россией». В этом же номере в конце статьи Николай Александрович упоминал об открытии 15 июня 1864 г. отделения государственного банка в здании казенной палаты, подчеркивая важность и значение данного события для Астрахани, как торгового портового города.
Культурно-досуговая потребность населения была важным моментом в повседневной жизни провинциального города. Астрахань показалась ему многоязычным, запущенным и малокультурным городом. По словам Бороздина, культурная жизнь города не отличалась особым разнообразием, была ограничена лишь представлениями в общественном театре, танцевальными вечерами и небольшими благотворительными спектаклями, которые проходили в доме губернатора и в мужской гимназии. В сообщениях он часто обращал внимание на организацию любительских спектаклей в мужской гимназии. Описывая подобные мероприятия, автор испытывал определенное чувство гордости от того, что в такой отдаленной провинции как Астрахань, городская повседневность скрашивается подобными благотворительными мероприятиями. Он справедливо подмечал: «Но как бы то ни было, все-таки подобные вечера с благотворительною целию имеют важное значение и показывают, что здешнее общество не отстает, по крайней мере, от прочих городов России, где, разумеется, это совсем не новость и давно началось».Бороздин описывал городскую повседневность в пореформенный период XIX в., когда происходили важные изменения во всех сферах жизни в российских городах. Правда, в малых городах во второй половине XIX в. подобные сдвиги почти не наблюдались, их коммунальное хозяйство и благоустройство оставалось на уровне доиндустриального развития, а улучшения в целом начались позже в 1870 гг. Астрахань в этот период по сравнению с другими губерниями Нижнего Поволжья занимала практически последнее место, а существенные изменения в городском жизненном пространстве начались с конца 70-х гг. Хотя значительную роль в жизни Астраханской губернии играли рыбные и соляные промыслы, которые приносили ощутимый доход краевой и общероссийской казне. Вместе с тем эти два вида промышленности существенное развитие получили лишь в конце XIX в.
Из зрелищных видов искусства в пореформенный период на первом месте был театр. Но астраханский театр не произвел должного впечатления на Николая Александровича: его беспокоил репертуар, уровень постановок и равнодушие к нему публики. В первую очередь, Бороздин обращал внимание на ветхость и неустроенность здания театра, порой зимой на сцену падал настоящий снег, и было очень холодно. В этот период здание действительно обветшало, требовался ремонт, но сборы большой части уходили на уплату долгов за арендуемое помещение и жалование актерам. С 1857 г. театром руководил Иван Егорович Новиков. Несмотря на непростое финансовое положение, спектакли в театре проходили каждую неделю. Ситуация изменилась после смерти И.Е. Новикова в конце театрального сезона 1861-1862 гг., когда антрепризу продолжил его старший сын Петр Иванович Новиков. Но старшему сыну не удалось поднять театральное дело на новый уровень, поэтому сезоны 1863 и 1864 гг. прошли сумбурно с постоянной сменой актерской труппы, что сказалось на посещаемости театра астраханской публикой. В этот период из театра уходит ведущая актриса Н.И. Новикова и ее муж С.И. Степанов, который был режиссером.
Подобные перемены в театральной жизни города как раз и происходили в момент приезда Бороздина на службу. В январском номере 1862 года он писал следующее: «Всего лучше можно судить об Астрахани по здешнему театру, который плох по устройству самого здания, но недурен по составу труппы, и едва-едва держится в своем существовании». П.И. Новиков, чтобы как-то поправить материальное положение театра, приглашал на гастроли артистов из столичных театров. Как раз в 60-х гг. XIX в. увеличилось число гастролей музыкантов и певцов в провинциальных городах. Такие концерты были большим событием для небольшого уездного города. В 1864 г. в июне в Астрахань приехал знаменитый трагик Айр Ольдридж. Он давал несколько представлений в театре. На его спектакль все билеты были распроданы «…по неимоверно высоким ценам». «Даже забыто было провинциальное приличие – непременно занять место, сообразное своему достоинству, – многие заняли места, где им пришлось…». Ситуация изменилась в 1865 г., когда П.И. Новиков смог преодолеть все финансовые затруднения и «вновь взять театральное дело в свои руки». К сожалению, мы не знаем, какие впечатление получил Бороздин в период значительных перемен в театральной жизни, так как сообщения из Астраханского порта с 1865 г. в «Морской сборник» не поступали.
Рутинную жизнь города прерывали приезды членов императорской семьи. Своими посещениями особы императорской фамилии не раз оказывали честь жителям Астраханской губернии. В сентябрьском номере 1862 г. Н.А. Бороздин рассказывал о прибытии в июне Его Императорского принца П.Г. Ольденбургского. Программа его прибытия была ограничена посещением на военном пароходе «Астара» Бирючьей косы, а по возвращению в Астрахань – осмотром порта и достопримечательностей города. В сентябрьском номере 1863 г. автор сообщал о прибытии в Астрахань Наследника Цесаревича Николая Александрович Романова и о подготовке городских властей к этому визиту. Перед приездом именитых гостей активизировались мероприятия по городскому благоустройству. Астрахань очень преобразилась: «Как водится, первым делом астраханцев было сделать все, что можно было, для принятия не совсем опрятной внешней стороны города. Неудивительно поэтому было видеть, что дома красились, убирались, починивались, и город, если не поправился, то попринарядился». Пребывание цесаревича в Астрахани оказалось весьма насыщенным, важным, запоминающимся событием для горожан и города в целом. «Вся пристань общества «Самолет» была убрана цветами, все суда, стоящие на Волге и особенно по р. Кутум, развесили флагами, по улицам были расставлены также, а равно и на всех домах, мимо которых нужно было проезжать Цесаревичу до собора и приготовленного для него губернаторского дома». «Погода стояла самая благоприятная, улицы Астрахани были освещены, хотя в другое время жители были лишены таких удобств».
В программе визита Цесаревича в Астрахани было прописано, по свидетельству Бороздина, посещение армянского собора, Мариинского женского училища, Камызякского фарватера, дока и механического завода. В сопровождении главного командира порта и военного губернатора Цесаревич почтил своим вниманием имение князя Тюменя, где для него был приготовлен торжественный обед. Купечество Астрахани, по словам Николая Александровича, после отъезда цесаревича решило увековечить этот исторический момент, существующие деревянные триумфальные ворота сделать из кирпича. Как отмечает Бороздин далее: «Вероятно, это предположение осуществится, благодаря тому радушию, с которым был сделан прием».
Пореформенный период – время бурного развития издательского дела и библиотек. Одним из важных событий в жизни города в период его службы, является выпуск в январе 1862 г. первого номера газеты «Волга», которая издавалась с подзаголовком «Вестник промышленности, торговли и общественной жизни приволжского и прикаспийского края». Автор корреспонденций возлагал особые надежды на эту газету, которая отвечала бы интересам читателей к информации местного значения. «Дай Бог, чтобы газета оправдала ожидания, и мы с любовью встречаем ея появление на свет, несмотря на все ея промахи и недостатки. Я так позволил себе распространиться об нашей газете именно потому что она может принести много пользы и морскому ведомству, которое здесь не имеет никакого органа, и может служить проводником тех идей, которых невозможно уследить и уложить иначе, как только печатно». Но особой популярностью у городского населения газета не пользовалась, о чем автор указывал в каждом номере. Она прекратила свое существование в 1865 г., не выдержав нападок со стороны местных купцов и торговцев.
Почти в каждом сообщении написано несколько слов об городской общественной библиотеке, дела у которой, по его словам, шли весьма плохо. Он отмечал, что периодически в зале общественной библиотеке даются литературные вечера, доступные по цене для многих жителей, чтобы потом собранные средства употребить в ее пользу. В конце 1861 г. в Общественной библиотеке был образован Комитет для управления делами этого учреждения. В 1862 г. Н.А. Бороздин, как член Комитета, принял участие в составлении каталога библиотеки.
В Астрахани Н.А. Бороздин прожил около семи лет. За это время он написал в «Морской сборник» семнадцать корреспондентских очерков, касаясь в первую очередь, тем и событий в рамках своей служебной деятельности. Тем не менее его публикации чрезвычайно интересны, т. к. они содержат и описание повседневной жизни города, и его личную оценку, его отношение к определенным событиям. Правда, в его корреспонденциях картина астраханской жизни 1860-х XIX в. представлена в серых и мрачных тонах, порой с ощущением запущенности и безысходности. Бороздин считал, что в основе городских проблем лежал человеческий фактор: многих порочных явлений в обществе удалось бы избежать, если бы каждый задумался не только о своем благополучии, но и об окружающих его людях. «Опять же необходимо сказать, что равнодушие самих астраханцев к своему хозяйству служит главною причиною всего здешнего неряшества и неудобств». «Нося на себе полуазиатский характер, удалившись на самый край России, Астрахань, действительно, по большей части чужда общих интересов и занята своим торговым делом».
Публикуется с сокращениями
«Астраханские краеведческие чтения»
© О.В. Михайлова, ГБУК АО «Астраханская областная научная библиотека им. Н.К. Крупской»
© Издатель: Сорокин Роман Васильевич







